CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.ru

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ КАЗАХСТАН?

1 апреля 2005

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ КАЗАХСТАН?

Вартан Тоганян, Доктор политических наук, Журнал ЕВРАЗИЯ

На фоне кризисной ситуации в СНГ и очевидного ослабления российских позиций на постсоветском пространстве президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания «Союза центрально-азиатских государств» (СЦГ), куда пригласил Узбекистан с Киргизией. По сути, это косвенная попытка спасти хотя бы юго-восточный, то есть среднеазиатский сектор Содружества. Но не только.

Социально-экономическая, да и внутриполитическая обстановка в Казахстане наиболее стабильна по сравнению с другими странами СНГ. Плюс географический фактор: имея обширные границы с Россией, Китаем и почти со всеми странами Средней Азии, Казахстан тем самым обеспечивает себе право выступать с регионально-интеграционными проектами. Кстати, еще в 1993 г. Нурсултан Назарбаев предлагал создать Евразийское сообщество бывших советских республик, открытое для вступления и для ассоциации с ним других стран. Расширять его предлагалось за счет Китая, Ирана, Индии, Пакистана. Характерно, что в тот период идею поддержали упомянутые страны, а также Туркмения. К сожалению, боязнь увидеть в качестве интегратора Назарбаева не позволили серьезно отнестись к этому проекту.

В 2001 г. Казахстан предложил создать международную организацию стран-экспортеров природного газа: эта страна входит в десятку стран - мировых лидеров по промышленным запасам и добыче природного газа и нефти. Идея одобрена Россией, Туркменией, Узбекистаном, но де-факто отвергнута Ираном, Алжиром, Катаром, Индонезией, Брунеем, Нигерией, Норвегией и Ливией. Зарубежные газовые державы заявили или дали понять, что сперва нужно четко и на длительный период разделить рынки экспорта газа (чтобы избежать конкуренции внутри формируемой организации), а затем учреждать «газовую ОПЕК». Зато Москва, Астана, Ашхабад и Ташкент уже фактически договорились об объемах и сроках поставок газа, как и о взаимных газотранзитных расценках со всеми государствами бывшего СССР и со многими странами Восточной Европы. Так что «газовая ОПЕК» в пределах СНГ де-факто работает.

Примечательно, что казахстанская идея расширенного Центрально-азиатского сообщества созвучна предложениям КНР постепенно трансформировать Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в которой участвуют РФ, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, в таможенно-экономический союз. Пекин, заметим, предлагает вовлечь в эту группировку Иран с Туркменией. Кроме того, с ШОС ассоциированы Пакистан и Монголия. Иран же давно предлагает создать Сообщество прикаспийских стран, что одобряется Туркменией, и каспийско-азиатский таможенно-экономический союз. Так что идеи Астаны, Пекина и Тегерана вполне стыкуются.

Фактически новая инициатива Назарбаева логично вписывается в общерегиональные интеграционные проекты. Важно отметить и то, что в, отличие от России, у Казахстана, а также у Китая и Ирана сохраняются нормальные взаимоотношения с Белоруссией, Украиной, Молдавией, государствами Южного Кавказа и даже с республиками Прибалтики. Вот и получается, что географические обстоятельства, внутриполитическая и экономическая стабильность в Казахстане укрепляют авторитет не только и не столько самого Назарбаева, сколько дееспособность его региональных инициатив.

Интересно, что в СЦГ специально приглашена Киргизия: дело здесь не столько в географии, сколько в том, что эта страна - участница Всемирной торговой организации. От позиции Бишкека далеко не в последнюю очередь зависят сроки и условия вступления в ВТО других среднеазиатских стран. Кстати, именно поэтому в отношении товаров из Киргизии уже отменены ограничения не только в странах региона, но и в России, Белоруссии, Молдавии, на Украине.

Между тем, Экономическое сообщество Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан), с которым ассоциирована Россия, существует с 1990-х годов. Так что новая инициатива Назарбаева предлагает расширить, по крайней мере, функции этого блока.

Пробный шар запущен. Остается понять, какова будет реакция евроатлантических структур. На призыв администрации США к «оранжево-демократическим» преобразованиям во многих странах СНГ и фактически к воссозданию ГУУАМ как военно-политического антироссийского блока власти Казахстана ответили идеей интеграционно-регионального сплочения тех государств, прямых выпадов против которых пока не допускают ни США, ни Евросоюз, ни «Большая семерка».

Впрочем, возможен и такой вариант, что Астана демонстрирует желание занять место «старшего партнера» и самой стать региональным лидером. У которого нормальные, точнее, предсказуемые отношения не только с Россией, но и с другими странами экс-СССР, а также с Китаем и Ираном. А этим государствам в контексте постоянных угроз США в их адрес выгодно не только развивать взаимное сотрудничество, но и выстраивать общерегиональную интеграцию.

Есть основания полагать, что Назарбаев работает на опережение политики США и НАТО в регионе. По данным Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, американский сценарий «Великий Ближний Восток», разработанный в 1996 г., предполагает создание геополитического региона из четырех субрегионов - Центральной Азии в составе 5 стран, Закавказья (3 государства), Ближнего Востока - арабские страны и Израиль, и Западной Азии - Иран, Турция. В результате должен возникнуть такой макрорегион, где главными влиятельными государствами-союзниками США становятся Израиль и Турция.

Сам факт наличия этого проекта подтверждает, что Вашингтон и НАТО впредь не намерены опираться в своей региональной политике только на Анкару. Как полагают многие аналитики, Турция уже «подставила» партнера, запретив использование своей территории для акций в Ираке. Дело в том, что у Турции давно, со времени основания турецкой республики (1920 г.) существуют опасения, что американцы когда-нибудь разыграют курдскую карту. Сейчас Анкара с тревогой наблюдает за усилением курдской автономии в Ираке. Вполне возможно, что это - ответ Вашингтона на сближение Турции с Евросоюзом, на сепаратную (в отрыве от региональной политики США и НАТО) ее активность в Азербайджане, Средней Азии, Крыму. После силового решения «иракского вопроса» США часто сетуют на ущемление прав курдов в Иране, и Турция останется в одиночестве в противостоянии с курдскими сепаратистами. Вероятно, именно поэтому Анкара пока отказывается поддерживать «иранское направление американской политики.

Словом, шансы на реализацию новой идеи Назарбаева весьма велики. В отличие от большинства других стран СНГ, Астана не провоцирует антироссийские настроения, сохраняя на высоком экономическом и политическом уровне казахстано-российские отношения. Казахстан вместе с Россией участвует не только в «шанхайской шестерке», но и в ЕврАзЭС. Поскольку Казахстан остается в регионе наиболее пророссийски настроенным государством, Москве выгодно, что новая инициатива региональной интеграции исходит именно из Астаны, и при этом речь не идет о создании аналога ГУУАМ.

И главное, Казахстан - не Россия: здесь «сказано» означает «сделано». Поэтому остается надеется, что очередная интеграционная затея не останется на бумаге.

eurasia.ru

Предыдущая статьяМинсельхоз РФ определит объемы помощи Киргизии в проведении весеннего сева
Следующая статьяНОВЫЙ ПОВОРОТ?