Казус Алиева, или О некоторых клинических особенностях текущей политики
30 мая 2007 г., zonakz.net
Петр СВОИК
В одно время я работал в г.Уральске, директором ТЭЦ, и там был такой случай: в партком из колонии от одного бывшего работника пришло письмо, где он сообщал, что в зоне, оказывается, на партучет встать негде, он боится быть отчисленным за неуплату взносов и потому просит принимать их у него по месту прежней работы. Наш парторг, не сразу врубившись, помчался в райком, и только там выяснилось, что товарища, перед осуждением, просто забыли исключить из партии. Случай был настолько нелеп, что долго ходил потом в качестве анекдота.
Другое дело - возбуждение уголовного дела на действующего Чрезвычайного и Полномочного Посла, представителя Казахстана в ОБСЕ, вице-министра иностранных дел, и прочая, прочая. Здесь масштаб события в просто анекдот не укладывается, да и хронологическая путаница с освобождением от чинов и выдвижением уголовного обвинения - она, конечно, не от забывчивости клерков из МИДа или из Администрации. Событие чрезвычайное: нарушены не просто аппаратно-бюрократическая и формально-уголовные процедуры, а нечто гораздо более глубинное: сама суть, логика и последовательность отправления режима персонифицированной власти.
Ведь как оно должно было бы быть, если бы это, пусть даже и из ряда вон выходящее событие, случилось бы в полностью адекватном самому себе президентском режиме?
Уж коль скоро вся должностная и бизнес-карьера гр. Алиева Р. А., все его чины-звания, личное состояние и положение, обладание банками и акциями, производственными фондами, землей и недвижимостью, телеканалами и газетами, а также и собственными "силовыми органами" - все это непосредственно проистекало из его статуса - Мужа Первой Дочери Первого Президента, то и заслуженное им наказание должно было бы также первично грянуть из Первоисточника. То есть, именно Первый Президент должен был сначала так или иначе выразить свое недовольство (разочарование, негодование:) представителем Казахстана в ОБСЕ (то бишь, все понимают, - зятем), собственноручно снять его с назначенных им же постов, и уже только после этого МИД, Генпрокуратура и МВД (именно в такой последовательности) должны были бы приступить к исполнению своих технических функций.
А так, когда о столь сногсшибательной новости страна узнает от какого-то полицейского пресс-секретаря (да еще с подчеркиванием, что дело находится "под личным контролем"!) - это, извините, проявление явного неуважения к нашему государственному строю.
Трижды застреливший сам себя Заманбек Нуркадилов - и то удостоился форвардного заявления самого Министра Полиции, огласившего окончательные итоги еще только начатого расследования. Все подробности убийства Алтынбека Сарсенбаева на почве "личной неприязни" нам сразу же раскрыл сам Президент, и только Первого Зятя опустили до уровня простого пресс-секретаря. Причем - того самого МВД, которое КТК ежедневно "поливал" все последние годы.
Что, кстати, не просто обидно (лично Рахат Мухтарович это, наверное, переживет), а - системно опасно. Система власти - это тоже как бы живой организм, всякий же организм обязан реагировать на разные внешние раздражители, угрозы и вызовы, соразмерно их силе и реальной опасности. Иначе возникает угроза нормальной жизнедеятельности для него самого. Разную там критику со стороны "демократических сил" - ее можно даже и не замечать, это как раз для нашего типа власти - нормально (горный орел и куропатки), но вот отторжение столь высоко вознесенного Зятя - это сродни ампутации жизненно важного органа, скажем - собственной руки.
Да, рука эта еще со времен ДВК вдруг стала "левой", уже тогда начала совершать напрямую опасные для головы движения, но до последней поры ее удавалось держать на красивой дипломатической перевязи, где-то даже и с пользой для того же проекта ОБСЕ.
Теперь же произведена именно ампутация, и, судя по всему, по самой прямой и неотложной надобности. Как говорят хирурги - по жизненным показаниям. Рискну предположить, что дело здесь даже не в "Нурбанке", - как раз разборки с собственным менеджментом, любой, так сказать, степени, Рахату Алиевичу вполне могли бы сойти с рук. Чай - не впервой. Просто на этот раз начинающийся "чисто денежно", и всего лишь на уровне исполнителей, конфликт, объективно перешел (как было и в 2001-м) в стадию столкновения уже прямых политических интересов достаточно значимых в режиме лиц. Соответственно, он пустил впереди себя уже такую высокую (хотя и скрытую от публики) волну взаимных компроматов, на гребне которой уже и до самого "Папы" удалось донести вероятно, какой-то новый непростительный "материал" на зятя. Так, сказать, следующая "Азиопа", и уже не виртуальная.
Хотя это всего лишь ничем не обоснованные (сами понимаете) предположения, не более.
Но вот что факт, - так это сбивающий с толку военно-полевой экстрим, в условиях которого произведена внутрирежимная "ампутация". Прямо какой-то выдвижной медсанбат на театре военных действий, а не нормально подготовленная (путь и экстренная) операция, хотя бы в прифронтовом стационаре. Ни тебе консилиума, ни полагающейся клизмы перед операцией, ни нормального наркоза, а отрезанную руку, вместо того чтобы заспиртовать, или погрузить в формалин и отправить в медицинский музей лет хотя бы на пять-семь, почему-то оставили гулять саму по себе, да еще и с отросшим языком!
Да, в политике, - не в медицине, бывают случаи, когда ампутацию приходится делать уже заочно, - ну так тем более нечего было так пороть горячку!
Вот вы мне объясните, непонимающему, - зачем вчерашнего Чрезвычайного и Полномочного: объявили в международный розыск, зачем в Вену поехала целая делегация больших начальников от прокуратуры и следствия?
На самом деле потеряли посла, хотели узнать, где он находится? Ну как не стыдно нашим дипломатам и спецслужбам!
Хотели окончательно вспугнуть Рахата Мухтаровича, дать ему понять, насколько все серьезно, помочь необратимо закрепиться в качестве невозвращенца, политического беженца? Нет, выехавшие люди явно не входят в число скрытых сторонников бывшего посла и задачи поработать на нового лидера казахстанской демократии за рубежом у них, уверен, не было.
Но ведь и рассчитывать, что подследственного удастся каким-то образом привезти на Родину, допускать саму такую вероятность хотя бы на 0,5% - это ведь тоже несерьезно. Такие-то вещи старшие советники юстиции, как и люди, имеющие хотя бы самые общие представления о сегодняшней Европе, должны же понимать, - но тогда зачем они ездили?
Престиж страны, повторяю, теряется при всех таких пустых хлопотах. А, хуже того, сам режим, производя столь громкие и заведомо пустопорожние действия, растрачивает сам себя, теряет внутреннюю логику и упругость, а это - для него же опасно!
Да, своей же волею отрезать себе руку - тяжкий выбор. Смятение мыслей и чувств, раздвоение воли - по-человечески понять можно. Но, извините, режим личной власти у нас никто не отменял, а технология отправления такого типа власти требует, чтобы личная воля носителя в критических случаях проявлялась целостно и определенно, независимо от волесостояния ее носителя.
Товарищ Сталин, как известно, старшего сына-солдата на немецкого маршала не поменял, а младшенького Васю (даром что тоже генерала) далее чем до командования футболистами ЦСКА не допустил.
Вот когда будет парламентская республика - тогда пусть и генпрокурор, и министр внутренних дел, и их пресс-секретари свои самостоятельные роли играют, а сейчас - нехорошо все это, чревато:
Кто обнадеживает - так это Рахат Мухтарович!
Читаешь его Обращение, и радуешься - сколько еще в нашей стране незадействованного демократического потенциала! После такого-то анамнеза - и такая сила речи! Особенно понравился "откат в тоталитарное прошлое", - какие все-таки свежие слова и обороты способны неожиданно приходить в минуты обострения умственной деятельности:
Что еще хорошо - так это полная независимость в оценках состояния казахстанской демоппозиции "до того", нежелание к кому-то приспосабливаться, к чему-то подлаживаться. Оказывается, оппозиции в Казахстане (до Рахата Мухтаровича) вовсе и не было, а были только чиновники, отлученные от власти, и желающие в нее же вернуться. Теперь же, как надо понимать, мы будем иметь настоящую народно-демократическую (не путать с "Нур-Отаном"!) партию (пусть попробуют не зарегистрировать!).
Невольно вспоминается то ли пятый, то ли шестой класс, когда через школьный микроскоп биологичка впервые показала нам самую простую и наглядную из всех первичных клеток - клетку лука (извините, но более сладкого препарата не знаю). Вот эти наивно-простые формы одноклеточной жизни, - погруженное в цитоплазму ядро, а рядом - ядрышки, плавающие вокруг органоиды, разные там митохондрии с рибосомами и реснички со жгутиками - как все это напоминает тот первичный (для них) прото-бульон, в котором заваривает свою кашу наша только-только народившаяся демократия!
И вообще, сладко, ой, сладко! мне, как представлю свежий разворот демократического процесса в исполнении братьев Шуховых, - золотых перьев борьбы с фальсификациями на выборах, или Артура Платонова, доводящего таки прокуратуру и МВД до самороспуска!..
Впрочем, куда-то меня не в ту сторону повело. Читай-не-читай "Обращение:" Рахата Алиева, а нигде не найдешь и намека на отказ его от прежде высказанных монархических убеждений. Неизменность принципов - вот главное качество перспективного политика! Демократия - это само собой, но нашей стране нужна еще и монархия - в чем я с ним (в принципе) согласен. Поэтому название новой партии, видимо, будет эдакое: составное.
Что же, если серьезно, остается сказать в заключении (не медицинском)?
Пока не случилось эта запинка с нашим послом в ОБСЕ, конституционная реформа (не станем здесь обсуждать ее мотивы и причины) имела свою хоть как-то поддающуюся пониманию логику. Которая, в контексте всего предпринимаемого, должна бы завершиться досрочными парламентскими выборами. Казус же Алиева показал, что целенаправленная руководящая воля куда-то отлучилась, и была заменена рефлексивно-самостоятельными действиями каких-то вторых-третьих лиц, которые действуют так, как умеют. С учетом того, разумеется, что действовать самостоятельно они не умеют.
Как долго продлится это "выпадение" и чем завершится, - пока не понятно. А определенности, знаете ли, хотелось бы: