CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

АФГАНИСТАН: НЕУСТРАШИМАЯ ПРОВИНЦИЯ БАМИАН ЗАДУМЫВАЕТСЯ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

12 марта 2009

АФГАНИСТАН: НЕУСТРАШИМАЯ ПРОВИНЦИЯ БАМИАН ЗАДУМЫВАЕТСЯ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

12/03/09 EurasiaNet.org

Аунохита Моджумдар

В своем родном селении в провинции Бамиан, что в центральном Афганистане, Биби Хала (Bibi Khala) привечает у себя заезжего гостя, поит его чаем с хлебом и маслом домашнего приготовления. Ее нечастые посетители обычно интересуются одним из самых удивительных природных ландшафтов мира - расположенными неподалеку озерами Банд-и-Амир. В соответствии с неписаными законами афганского гостеприимства, Биби не берет денег со своих гостей. Но если новый проект по развитию экотуризма в провинции Бамиан достигнет своей цели, эта женщина когда-нибудь сможет открыть собственную гостиницу-пансион.

Инвестиции в туристическую отрасль в момент, когда почти все предсказывают нарастание вооруженных действий на территории Афганистана, могут показаться не слишком дальновидными. Но власти и представители НПО центральной афганской провинции Бамиан занимаются именно этим. По их словам, они намерены не дать развитию своего региона стать заложником самых мрачных сценариев, ожидающих большую часть страны. Эта провинция, получившая недавно грант от новозеландского правительства в размере 1,2 млн. долларов, приступила к развитию у себя экотуризма в надежде создать туристическую инфраструктуру, поставив во главу угла задачу обеспечения населения дополнительными средствами к существованию. (В провинции расположен небольшой военный аванпост новозеландских войск).

Этот проект, осуществляемый фондом Ага Хана (Aga Khan Foundation) совместно с местными властями, направлен на сохранение уникального природного и культурного наследия этого региона и содействие местным жителям в расширении своих возможностей по облуживанию прибывающих туристов. После успеха туристических проектов, осуществленных силами местных жителей в других районах Центральной Азии, фонд Ага Хана сосредоточил свои усилия на развитии потенциала, местных ремесел и основных условий для странствующих и путешествующих - от строительства придорожных гостиниц до стимулирования инвестиций в возведение роскошных туристических апартаментов.

По словам властей, через три года Бамиан свяжет с Кабулом новая магистраль. Для жителей Бамиана это удивительная перспектива и рабочий ориентир.

"Это правда, что в Афганистане сейчас существует проблема безопасности. Но три года - достаточный срок для международного сообщества и афганского правительства, чтобы позаботиться о проблеме безопасности. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что через три года ситуация изменится к лучшему и здесь станет безопаснее", - говорит Амир Фолади (Amir Foladi), возглавляющий программу экотуризма этой провинции. Оптимизм Фолади основан не только на надеждах в отношении будущего, но и на реалиях прошлого. Хотя поток приезжих в последние два года и сократился, в 2006 году, по данным Фолади, эту провинцию посетили 44 тыс. туристов, как отечественных, так и иностранных. Приезжих привлекают сюда красоты ландшафта, местные легенды, религиозные верования и жажда приключений. Главным центром притяжения для туристов является ряд перетекающих друг в друга озер, переливающихся всеми цветами голубого и зеленого.

Провинция, некогда лежавшая на пересечении торговых путей, насыщена духом истории и легенд, как жутковатых, вроде рассказов о жестоких походах войск Чингисхана, и так и красивых, подобных легендам о создании озер Банд-и-Амир Хазратом Али. Предания, история и притягательные виды сплелись в этой местности воедино.

Однако с развитием современной торговли и туризма эта старая часть Шелкового Пути превратилась в глухое захолустье. Провинция оказалась в изоляции. Усиление суннитского ислама и превращение его в господствующую религию в регионе способствовало дальнейшему сокращению внимания к этой местности. Населенная главным образом хазарейцами, исповедующими шиитскую ветвь ислама, провинция Бамиан подверглась жесточайшим чисткам во время правления движения Талибан. По сей день хазарейцы остаются одними из самых благожелательно настроенных по отношению к иностранцам жителями страны.

Провинция в буквальном смысле с грохотом вернула себе внимание международной общественности, когда в последний год своего правления талибы взорвали две гигантские статуи Будды. Эти действия вызвали негодование международной общественности. С падением движения фундаменталистов к разрушенным статуям начали стекаться тысячи туристов - как во времена маршрута хиппи по Азии 1960-х и 1970-х годов. Все это вместе взятое вкупе с относительной безопасностью провинции, открытостью и гостеприимством местных жителей, делает район одним из обязательных пунктов посещения для каждого прибывающего в Афганистан иностранца и туриста. Сюда даже приезжают групповые туры из Японии, привлеченные религиозным значением этих мест.

Хотя ухудшение ситуации в области безопасности и привело к сокращению количества туристов, у Хироми Ясуи (Hiromi Yasui), в свое время организовывавшей туры для японских туристов, бизнес по-прежнему процветает. В ее отеле "Шелковый путь" с видом на зеленую равнину и пещеры, где некогда возвышались 50-метровые статуи Будды V в., нет свободных мест. Вкусная кухня Хироми вкупе с великолепным убранством гостиницы обеспечивает популярность отелю, которым она управляет вместе со своим мужем афганцем.

Но не туристы, а представители работающих в Афганистане организаций заполняют отель Хироми. В провинции отсутствует коммерческое воздушное сообщение, а дорога на Кабул не имеет твердого покрытия. Дорога вся в выбоинах и кочках, и путь по ней, который можно было бы проделать за три часа, превращается в изматывающую поездку, занимающую от 8 до 12 часов в зависимости от проходимости транспортного средства. Люди, заполняющие отель, прибывают главным образом на самолете, обслуживающим ООН, НПО и донорские организации.

Владелец более старого отеля под названием "На крыше Бамиана", примостившегося на близлежащей горе, не вполне уверен в возможностях экотуристического нововведения.

"Что нам нужно, так это безопасность. Остальное мы можем сделать сами. Но если в Бамиане будет безопасно, а в соседних районах нет, то люди сюда все равно не поедут", - считает Разак (Razaq).

У губернатора провинции есть ответ и на это.

"Дорога, дорога и еще раз дорога, - говорит губернатор Хабиба Сароби (Habiba Sarobi), эту своеобразную мантру она повторяет в течение уже нескольких лет. - Дорога является нашим главным приоритетом". Единственная женщина-губернатор в Афганистане, Сароби сыграла большую роль в привлечении средств для проекта развития туризма и считается способным и эффективным руководителем.

"Туризм может принести доходы нашему населению, наряду с развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности", - добавляет она.

Немалую роль в этом играет и красота здешних мест. Озера Банд-и-Амир вполне могут стать первым национальным парком в Афганистане, выполнив, наконец, свое давнее предназначение. "Эта местность не может похвастаться биологическим разнообразием", - откровенно говорит директор афганского отделения Общества по охране дикой природы Питер Смолвуд (Peter Smallwood), подчеркивая, что годы конфликта сильно сказались на состоянии этой местности. Однако он надеется, что район может стать локомотивом разработки стратегии и правовых вопросов, способных защитить другие крупные районы с богатым разнообразием биологических видов на территории страны.

Признав, что 2009 год может оказаться сложным годом для Афганистана, Смолвуд отмечает, что его общество не оставит работы по выявлению потенциальных мест, где можно бы было обеспечить сохранение естественной среды обитания, а посетители смогли бы набраться новых впечатлений. "Банд-и-Амир является важной площадкой, - говорит он. - Если в Афганистане установится мир, сюда будут стекаться туристы со всех уголков света, потому что в мире нет ничего подобного этим гигантским плотинам из известкового туфа".

Если такое случится, то туристы смогут насладиться видом, открывающимся с порога дома Биби Халы.

От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 18 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе.

eurasianet.org

Предыдущая статьяАхмадинежада обхаживают турки и американцы
Следующая статья«Eurasianet»: Кризис в Казахстане играет на руку оппозиции