Антикризисные химеры
30.06.09, Иван Захаров, специально для Gazeta.kz
Нынешний кризис для абсолютного большинства и простых граждан, и олигархов с президентами стал полной неожиданностью.
Отсюда лихорадочные попытки любыми способами объяснить причины катастрофы, понять ее масштабы. Но теперь от поиска стран-виновниц грянувшего катаклизма и личностей, повинных в нем же, народы перешли в режим ожидания конкретных действий своих правительств.
"Спокойно, граждане, без паники! - как водится, пытаются выглядеть мудрыми и осведомленными правительства, - все под контролем.
Все идет по плану, принимаются меры". Что это за меры такие, насколько они могут быть радикальны и эффективны, насколько население понимает их суть и как к ним относится? Собственно, все эти жизненно важные аспекты сконцентрированы в теме очередного социологического опроса сайта Gazeta.kz: "Что, по-вашему, означает термин "реализация антикризисных мер"?"
Приступая к анализу результатов опроса, невозможно не учитывать весьма существенный момент. А именно: традиционное и устойчивое недоверие казахстанцев к действиям правительства - любым. Но в данном случае - случае поиска выхода из кризисного тоннеля - есть обнадеживающий нюанс. Ведь членам правительства тоже необходимо найти тот же выход лично для себя, а сделать это вне общего контекста вряд ли получится. Поэтому нужно сработать не на бумаге, а в реальности, поскольку от того, как пойдут дела в стране, напрямую зависит их собственное благосостояние. Хотя бы из таких корыстных побуждений государственные мужи должны напрячься и придумать, как им, а заодно и всем нам миновать неприятное состояние с минимальными потерями - финансовыми и моральными. Возможно, аналогичная мысль пришла в голову тем нашим респондентам (12 процентов), кто считает, что реализация антикризисных мер представляет собой спасение утопающих. Которое, как известно, есть дело рук самих утопающих.
Понятно, что для успешного выхода из кризиса требуется прежде всего четкое тактическое и стратегическое планирование. Правительства практически всех стран, разрабатывая антикризисные планы, привлекают к этому процессу своих парламентариев. Например, так поступила администрация США, которая утверждала свои гигантские траты в конгрессе. Однако широкого обсуждения антикризисных мер все-таки не было. Видимо, поэтому "план Обамы" сейчас активно критикуют некоторые американские финансисты, которых смело можно причислить к разряду культовых. Например, знаменитый финансист Уоррен Баффет не согласен с планами администрации закачать в экономику фантастические суммы и увеличить до рекордных размеров дефицит бюджета - по его мнению, такие шаги лишь приведут к ускорению инфляции.
Теоретически антикризисная программа правительства любой страны должна включать в себя меры поддержки как банковского сектора, так и реальной экономики, плюс мероприятия социальной направленности. Как известно, никакие реформы и никакие программы не будут реально действовать, если, будучи "спущены сверху", не найдут понимания и поддержки народных масс. Многим кажется, что кризис начался буквально вчера, а это неверное представление. С учетом того, что первые признаки появились еще в августе 2007 года, государство должно было объявить долгосрочные меры выхода из данной ситуации уже в мае-июне 2008 года и еще через 2-3 месяца начать их реализовывать. Два года назад наши экономисты уверяли, что неожиданно закрывшееся "окно" для получения или рефинансирования внешних займов откроется не позднее весны-2008, однако уже к октябрю прошлого года стало ясно - доступ закрыт как минимум до весны 2009 года, и откроется ли потом, никто не брался прогнозировать.
Тогда государство назначило антикризисного оператора - АО "Фонд устойчивого развития "Казына". Госфонд призван координировать действия всех заинтересованных сторон, начиная с госорганов и заканчивая частным сектором. На него был возложен и анализ ситуации: количественный - сбор и анализ данных со всех профильных госорганов, и качественный - исследование влияния кризиса на отрасли и экономику в целом, определение списка антикризисных мер, размеров и направления бюджетных вливаний в частный сектор. Но, по мнению экспертов, анализ этот произошел с опозданием, как бы "вдогонку".
Когда мы рассуждаем о мировом кризисе, то естественно, примеряем его на себя. Что конкретно изменилось в нашей жизни, в жизни знакомых, друзей, родственников? И неизменно присутствует базовое ощущение, что финансовые проблемы неведомы власть имущим. Зато, как известно, во время общей паники и затянувшейся неразберихи можно легко выполнить другие задачи, в том числе и политические. И некоторые граждане расценивают реализацию антикризисных мер как: обуздание непослушных - 2 процента участников опроса, избавление от неугодных - 7 процентов. Как в том анекдоте про бомжей, сидящих на лавочке в сквере: "Как вы считает, коллега, кризис нас коснется? - Нас-то? Да нет, вряд ли. Вот олигархов он коснется точно".
Поразительно, но еще в 1926 году советский ученый Николай Кондратьев выдвинул теорию развития капиталистической экономики большими полувековыми циклами. У каждого две фазы волны: повышательная и понижательная. На тот момент он зафиксировал два полноценных цикла и половину третьего. И предупредил, что мир вновь попал в фазу спада большой волны. То есть, фактически предсказал Великую американскую депрессию. Она стала лучшим подтверждением теории. Но еще до краха Нью-Йоркской биржи начались гонения на самого Кондратьева. В 1938-м его, конечно, расстреляли как шпиона и вредителя, имя вычеркнули из учебников. Такой же трагической могла быть и судьба его теории. Но, к счастью, до ареста он успел опубликовать пару статей в Германии. Они попали на глаза знаменитому экономисту Йозефу Шумпетру. Тот признал приоритет русского ученого и в знак его заслуг ввел в мировую экономическую науку понятие "кондратьевский цикл". Дальнейшие взлеты и посадки мировой экономики укладывались в рамки этих циклов, доказывая правоту автора. И сейчас мы очутились уже в пятой понижающей волне. Новый подъем может начаться в 2015 году, однако многое зависит от того, какую политику будут проводить государственные деятели. Народу интересны фатальные даты и сроки, политикам важнее понять подлинные причины, породившие кризис. Тогда легче принять правильные шаги в экономике, преодолеть глобальный катаклизм и приблизить новый взлет. Сегодня теорию Кондратьева внимательнейшим образом изучают за рубежом, но только - увы - не в странах СНГ.
Мир сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Казахстан имеет свою специфику, и это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, отсутствия конкурентоспособности несырьевых секторов экономики, неразвитостью финансовых институтов. По прогнозам специалистов Всемирного банка развития, мировой ВВП снизится в нынешнем году почти на полпроцента, в США - на 2,6-2,7 процента, в Японии - на 5-5,8 процента. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут заметно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся лишь в Индии и Китае. Что же такого сделали наши ближайшие соседи за Великой стеной, чтобы остаться на плаву? Да все просто. В то время, как другие говорят, они - работают. Знакомый бизнесмен вернулся из командировки в шоке. В глубинке, за тысячу километров от Пекина китайцы отгрохали громадный металлургический комбинат, где рабочие - в белых перчатках! Не для показухи, а совершенно буднично. Они создали единую энергосистему, развивают атомную энергетику, развивают все технологичные производства, которые можно только себе вообразить, самостоятельно - в отличие от нас сегодня - летают в космос.
Специалисты в один голос твердят, что в технологическом отношении Китай скоро будет второй страной мира, обладая по-прежнему огромной, дешевой и дисциплинированной рабочей силой. Любой человек, который сталкивался с китайскими рабочими, инженерами, специалистами, знает, что у них трудовая мотивация на высочайшем уровне. У нас трудовая мотивация уничтожена в своей массе. Нельзя сидеть на лежачем камне и ждать, что придет добрый и сильный дядя - государство - и всех спасет, потому что просто обязан это сделать. И все опять станет как раньше. Не станет. Естественно, правительство должно предпринимать шаги, оно для того и существует. Я, как профессор Преображенский - за разделение труда: в театре пусть поют, а врачи оперируют. Но вот я вижу перед собой цифры: 79 процентов респондентов опроса нашего сайта считают, что реализация антикризисных мер - не что иное, как имитация бурной деятельности. Не меры, в общем, а химеры. Что тут скажешь:
Безусловно, практика строительства потемкинских деревень освоена у нас в высшей степени успешно. Все привыкли к тому, что законы в стране принимаются сырые, недоработанные, многочисленные мероприятия проводятся ради галочки, решение проблем оборачивается бесконечной говорильней.
Не стал исключением и кризис: количество заседаний, совещаний и конференций по его поводу не поддается исчислению. Пожалуй, наиболее предметным из всех стал Национальный бизнес-форум, прошедший в Алматы в конце мая нынешнего года и посвященный обсуждению антикризисных мер в стране. Заместитель премьер-министра РК Серик Ахметов в своем выступлении рассказал о количестве сниженных барьеров, о работе в Антикризисном совете при правительстве, а также заметил, что необходимо более тесное партнерство по новым направлениям, провозглашенным главой государства.
Для полноты картины, управляющий директор - член правления АО "ФНБ "Самрук-Казына" Кайрат Айтекенов представил отчеты о количестве и направлениях доставленных финансовых ресурсов (всего получено 1008 миллиардов тенге, из которых использовано 735). Формат форума не предполагал "правильных" докладов ради докладов. Было понятно, что бизнес не удовлетворен односторонними и бессистемными оценками чиновников. По мнению предпринимателей, вообще произошла подмена понятий. Большая часть принятых правительством решений - изменение структуры госзакупок, развитие импортозамещения, снятие административных барьеров - являются естественными мерами, с помощью которых просто наверстывается то, что правительство должно выполнять по определению. То, что эта работа преподносится как антикризисные решения, не соответствует действительности и во многом определяет запоздание результатов госпрограмм.
Может быть, когда-нибудь мы увидим - не на бумаге, а в реальности - резкое расширение госсектора, реализацию прорывных проектов, множество зарубежных инвесторов, проникнувшихся способностью государства легко преодолевать трудности. Экономическая составляющая крайне важна. Но главным все-таки остается доверие населения к государству - без него противостоять кризису невозможно: