CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ислам Каримов против российской военной базы в Ферганской долине

1 августа 2009

Ислам Каримов против российской военной базы в Ферганской долине

Андрей САИДОВ, Ташкент

31/07/09:: Деловая Неделя, Казахстан

Политический истеблишмент в Ташкенте, затаив дыхание, ожидает итогов поездки президента Ислама Каримова на неформальный саммит лидеров стран ОДКБ на Иссык-Куле, от результатов которого могут во многом зависеть дальнейшие направления внешней политики Узбекистана, в первую очередь в отношениях с Россией и ближайшими соседями по региону. Ожидается, что в ходе этого саммита Организации Договора коллективной безопасности 31 июля - 1 августа будет рассматриваться вопрос создания в Баткенской области на юге Кыргызстана, вблизи границ с Узбекистаном, военной базы Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. По сообщениям информационных агентств, вопрос практически урегулирован между Москвой и Бишкеком, но Ташкент недоволен, считая, что присутствие российских военных не успокоит, а дополнительно дестабилизирует неспокойную ситуацию вокруг Ферганской долины.

Напомним, что в июне на саммите глав ОДКБ в Москве президент Каримов отказался подписывать само соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, заявив также, что Узбекистан не желает участвовать в объединенных военных силах ОДКБ на постоянной основе, а планирует только делегировать свои подразделения. Лидер Узбекистана выдвинул условие, что решения о применении КСОР должны приниматься только при согласии всех сторон, а не большинством голосов; подразделения КСОР не должны использоваться в конфликтах между соседними странами, а само соглашение по КСОР может вступить в силу только после того, как будет ратифицировано парламентами всех стран, участвующих в договоре. Законодательная палата Олий Мажлиса - парламента Узбекистана - уже 2 июля приняла специальное постановление, полностью одобряющее позицию президента. В официальном сообщении, распространенном по этому поводу, тщательно подчеркивалось: «Узбекистан исходит из того, что каждая из стран-участниц ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния без привлечения вооруженных сил извне. КСОР должны привлекаться и применяться только для отражения внешней агрессии и вмешательства извне и не должны превращаться в инструмент для решения каких-либо спорных вопросов не только в рамках ОДКБ, но и на пространстве СНГ. На территории Содружества имеется ряд замороженных конфликтов, поэтому Узбекистан выступает за исключение любой даже гипотетической возможности применения КСОР для их разрешения».

«Мы не можем согласиться с возможностью временного применения соглашения о КСОР со дня его подписания в Москве», - заявил в интервью местному телевидению депутат Акмаль Саидов.

Наблюдатели отмечали, что заявления принимаются на фоне серьезных противоречий Узбекистана с соседними странами - Кыргызстаном и Таджикистаном - в спорах за трансграничные водные ресурсы, а также вновь обострившихся приграничных разногласий между этими тремя странами. После нападения 26 мая вооруженных боевиков на города Андижан и Ханабад Узбекистан обвинил пограничные власти Кыргызстана в попустительстве террористам, перекрыл границы в Ферганской долине и начал срочно обносить их дополнительными укреплениями в виде многокилометровых бетонных стен и противотанковых рвов. Последующие операции кыргызских силовиков в Желалабатской области, в ходе которых было убито 9 боевиков и арестовано 15 человек, подозреваемых в причастности к террористической организации Исламское движение Узбекистана (ИДУ), смягчили пыл взаимных обвинений, но не разрядили напряженную ситуацию на границе.

Стороны продолжали заявлять о многочисленных нарушениях, инцидентах со стрельбой или массовых стычках, в которых с обеих сторон участвовали как военные, так и гражданские лица. Например, по утверждению властей, 20 июля 40 кыргызских спецназовцев пытались силой занять спорный, не подвергшийся делимитации, участок на границе Андижанской области, но были вытеснены без применения оружия узбекскими пограничниками. Одновременно у границ анклава Сох в Баткентской области Кыргызстана уже его пограничники с трудом отбились от толпы из 300 граждан Узбекистана, затеявших демонтаж водопроводной трубы, обеспечивающий водой село на сопредельной территории. Инциденты вроде бы гасятся взаимными усилиями руководства силовых структур и представителей местной власти обеих стран, но возникают вновь.

Между тем аналитики продолжали высказывать опасения, что взрывоопасная ситуация в Ферганской долине может осложниться дальнейшим перемещением сюда вооруженных боевиков из северного Пакистана, где их атакуют правительственные войска и усиленно бомбардируют с воздуха силы антитеррористической коалиции США и НАТО. При этом лидер ИДУ Тахир Юлашев, очередное сообщение о гибели или тяжелом ранении которого под ударом американских ракет в очередной раз вроде бы не подтвердилось, в середине июля передал «Радио Свободы» новое устное послание, с угрозами политическим лидерам Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, которых он называет своими главными врагами.

Неделю назад президент Кыргызстана Курманбек Бакиев в интервью агентству Reuters озвучил мнение, что на юге Кыргызстана, скорее всего, может быть создана не российская военная база, а российский тренировочный центр для подготовки местных военнослужащих, чтобы они могли противостоять проникновению международных террористов. Но 29 июля помощник президента России Дмитрия Медведева Сергей Приходько сообщил РИА «Новости», что вопрос о размещении российского батальона Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в Баткенской области на юге Кыргызстана практически решен.

Соответствующие документы могут быть подписаны в ближайшее время, эта тема будет всестороннее обсуждаться в ходе предстоящего неформального саммита в Чолпон-Ате. При этом подчеркивалось, что «это, по сути, не российская военная база», и «ее создание рассматривается исключительно в увязке с формированием КСОР». По официальным данным Минобороны РФ, в состав КСОР от российских вооруженных сил выделяются воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада. КСОР формируются, в частности, на базе, упраздняемых коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), которые уже созданы в Центральной Азии и некоторых региональных группировках ОДКБ. Ожидается, что в КСОР войдут не только формирования вооруженных сил стран ОДКБ, но и подразделения правоохранительных органов, органов безопасности и МЧС. Сейчас в состав КСБР входят 10 батальонов, в том числе пять - от России, по два - от Казахстана и Таджикистана, один - от Кыргызстана, а также российская авиабаза «Кант» под Бишкеком.

Российские политологи и военные эксперты продолжают усиленно позиционировать создание базы КСОР в Баткенской области как фактор стабилизации региональной обстановки в регионе, а недовольство Ташкента объясняют опасениями потерять доминирующие позиции в регионе и ослабить возможность политического давления на соседние страны. Впрочем, еще по итогам июльского саммита ОДКБ, в Москве президент РФ Дмитрий Медведев выражал журналистам надежды, что сомнения его коллеги Ислама Каримова относительно КСОР в дальнейшем удастся как-то развеять.

Лидер Узбекистана действительно до сих пор публично не высказал своего отношения к идее размещения в Ферганской долине базы КСОР - военной организации, фактически создаваемой вопреки его категорическим возражениям. Зато официальная пресса Ташкента, полностью выражающая волю президента, дала полную волю гневу и досаде по поводу очередного гамбита, умело провернутого Кремлем вместе с политически расторопными соседями. Например, узбекский эксперт Фахриддин Низамов озвучил прессе мнение, что нынешнее руководство РФ через ОДКБ пытается навязать свою стратегию безопасности на постсоветском пространстве, в действительности преследующую неоимперские амбиции: «Не секрет, что все более затягивающийся глобальный финансово-экономический кризис больно ударил по экономике России, ориентированной на экспорт сырья, и вместо того, чтобы предлагать заманчивые инвестиции в экономики стран региона, как во времена президентства Путина, в Москве пытаются прибегнуть к изжившим себя методам давления с помощью военной силы». По его мнению, в Москве еще в феврале знали об истинных намерениях Кыргызстана и США по трансформации американской военной базы в аэропорту «Манас» в Центр транзитных перевозок. Но американо-российские игры наперегонки в строительстве военных баз, по мнению эксперта, могут привести только к эскалации напряженности в регионе.

«Маршруты наркотрафика и проникновения международных террористических организаций, выдавливаемых с территории Афганистана и Пакистана, могут полностью перейти под контроль российских военных. И они будут не прочь использовать эту возможность для оказания давления, в первую очередь, на Узбекистан. Если правы те, кто считает, что Исламское движение Туркестана было создано не без помощи российских спецслужб в Таджикистане в годы дрейфа Узбекистана в сторону Америки, то резкая негативная реакция узбекских властей вполне резонна», - подчеркнул Низамов. По его словам, в Москве так же прекрасно понимают, что недавние события в Синьцзяне могут подтолкнуть и руководство Китая к инициативе создания сил быстрого развертывания наподобие КСОР в рамках ШОС с целью борьбы против «трех зол»: терроризма, экстремизма и сепаратизма. Но увеличение геополитического соперничества может только обострить ситуацию, так как причиной опасности являются не только внешние вызовы и угрозы. Сохраняющийся низкий уровень жизни и дальнейшее обнищание основной части населения из-за экономического кризиса может спровоцировать межэтнические конфликты и усиление роли религиозно-экстремистских организаций в государствах ЦА. «Ни Россия, ни другие богатые геополитические игроки даже не думают вкладывать свой капитал в менее прибыльные, но более перспективные с социально-экономической точки зрения сферы экономики региона. В погоне за сиюминутной выгодой они с охотой идут только в топливно-энергетический комплекс, горнорудную промышленность и водно-энергетическую сферу, где увлечены преследованием собственных целей, а не решением чужих проблем», - резюмировал этот, ранее не известный аналитик, разочарование нынешней региональной политикой Москвы.

И не только Москвы. На предстоящем неформальном саммите ОДКБ, в отличие от июньского, Исламу Каримову, может быть, предстоит отстаивать свою позицию в полном одиночестве. В июле соглашение о создании КСОР кроме президента Узбекистана отказался подписывать и президент Белоруссии Александр Лукашенко, который даже не прибыл на встречу глав стран ОДКБ и вообще объявил это соглашение нелегитимным. Правда, тогдашний его демарш был вызван, во многом, наверное, обострением экономических разногласий между Россией и Белоруссией - нежеланием брать кредит в рублях, и последовавшей «молочной войной» налоговых и таможенных ведомств. Тогда же председательство в ОДКБ по протоколу должно было перейти к Белоруссии, но из-за физического отсутствия на саммите рассерженного Батьки техническим председателем осталась Россия. На неформальный саммит в Чолпон-Ате президент Белоруссии согласился приехать, стало быть, председательство в организации примет. По мнению большинства аналитиков, Лукашенко, скорее всего, подпишет и документы по КСОР, а также вряд ли будет особенно возражать против убедительных аргументов Медведева и Бакиева о необходимости военной базы (или тренировочного лагеря?) на юге Ферганской долины. В конце концов, Баткенские горы так далеко от Полесья, да и посылать туда белорусских солдат, в случае чего, кто его заставит, даже гипотетически? Ведь в Минске тоже, на всякий случай, есть свой парламент.

Отельным штрихом, оттеняющим предстоящее действо на берегах Иссык-Куля, прозвучало и заявление заместителя госсекретаря Уильяма Бернса о том, что США никак не возражают против открытия второй российской военной базы в Кыргызстане. «По нашему мнению, любой шаг, который укрепляет суверенитет, независимость и безопасность Киргизии, является здравым», - сказал американский политик агентству Associated Press, как только прилетел из Ташкента в Бишкек. И действительно, что бы ему вдруг возражать? Когда США в итоге нынешних многоходовых политических комбинаций тоже пока получили две перевалочные транспортные базы для своих операций в Афганистане - в аэропорту «Манас» под Бишкеком и в аэропорту Навои на юге Узбекистана. Эксперты все более сходятся во мнениях, что у администрации Барака Обамы интересы в Центральной Азии полностью прагматичные и, соответственно, не особенно долгосрочные - только в связи с ситуацией в Афганистане и Пакистане. Вмешиваться в существующие трения между странами региона Вашингтон явно не намерен. Пока, во всяком случае.

Аналитики в Ташкенте строят предположения, как развернется внешняя политика Узбекистана в связи и вокруг Баткенской базы. В последние годы Ислам Каримов на своем поле как будто умело переигрывал и Россию и Запад, играя на разнице их интересов. Но вот с приходом в Кремль Дмитрия Медведева что-то явно у него не заладилось на региональной арене, особенно в рамках коллективных организаций. Из-за недовольства общей позицией по трансграничным водным вопросам ЦА Узбекистан осенью прошлого года добровольно покинул ЕврАзЭС. Последующего нового выхода из ОДКБ не произошло, и, наверное, не произойдет в ближайшее время, несмотря на обострившиеся разногласия. Скорее всего, на Иссык-Куле не будет сказано слишком резких и окончательных слов, в том числе и по российской базе в Баткене, а будет предпринята попытка достигнуть внешнего компромисса при укреплении курса на еще большую региональную изоляцию, самодостаточность. Ислам Каримов, кстати, одним из первых поздравил Курманбека Бакиева с переизбранием на второй срок и заодно заблокировал внутри своей страны любую информацию о протестах кыргызской оппозиции, пытающейся поставить под сомнение легитимность этого переизбрания. Между заинтересованными ведомствами двух стран исподволь муссируется информация о возможном снижении для Кыргызстана экспортной цены на узбекский газ. Из Ташкента пустили летний поезд-экспресс на Иссык-Куль для туристов и отдыхающих. Дети узбекских пограничников тоже отправились туда отдыхать, причем за счет принимающей стороны - силовых ведомств Кыргызстана. Словом, правительство Ислама Каримова, следуя своей нынешней тактике, скорее всего, постарается исправить нежелательные для него результаты по коллективным договоренностям в рамках двухсторонних межгосударственных отношений. Хотя оппозиционные сайты мрачно шутят по поводу ситуации с КСОР, что ближайшим соседям по ОДКБ в самый раз сейчас заключать не совместные соглашения, а двухсторонние «пакты о ненападении».

dn.kz

Предыдущая статьяИран: оппозиция не сдается
Следующая статьяРоман с камнем