«Базовый инстинкт» Бишкека
Юрий СИГОВ, Вашингтон
31/07/09:: Деловая Неделя, Казахстан ::
Кыргызстан становится важнейшей точкой «военного соприкосновения» между Москвой и Вашингтоном
Прошедшие в Кыргызстане президентские выборы не изменили главного «базового вектора» кыргызской внешней политики. Как и прежде, Бишкек будет стремиться по максимуму использовать свой «приоритетный базовый статус» в отношениях как с Соединенными Штатами, так и с Россией. После «переговорного розыгрыша» вокруг «закрытия американской военно-воздушной базы в «Манасе» ее судьба разрешилась путем простого переименования. А российской стороне для «погашения откровенного неудовольствия» было предложено разместить в республике еще пару военных форпостов - на этот раз в высокогорном городе Оше и Баткене.
Даже при условии, что обе стороны (и США, и Россия) считают себя на территории Кыргызстана «победителями» в базовом противостоянии, Бишкек и дальше, скорее всего, продолжит использовать на собственное благо «базовую разменную карту» для осуществления многовекторной политики как на российском, так и на американском направлении.
А поскольку самим фактом создания базы «Манас» американцы по-крупному завязали себя на операции в Афганистане, то сотрудничество Соединенных Штатов и Кыргызстана по «базовоым делам» неизбежно будет и дальше развиваться. Вопрос состоит лишь в суммах «отступных» кредитов и пакетов экономической помощи, которые Вашингтон готов предоставить Кыргызстану на ближайшее будущее.
Тем временем Бишкек, сбив первоначальную волну обвинений со стороны СМИ в «сдаче» американцам своего национального суверенитета, прокрутил аналогичную «базовую комбинацию» с Россией в районе Оша и Баткена. И тем самым дал понять, что разумное использование такого козыря, как размещение у себя военных баз иностранных государств, будет и дальше оставаться одним из ключевых приоритетов внешнеполитической деятельности Кыргызстана.
Москва из Оша и Баткена будет присматривать за «Манасом», А Кыргызстан за это станет получать неплохие деньги
Как известно, руководство российского Министерства обороны во время краткосрочного визита в Бишкек договорилось о размещении российского воинского контингента в районе высокогорного кыргызского города Ош, считающегося неофициально «второй столицей республики». Ош расположен в стратегически важном регионе на стыке границы с Таджикистаном и Китаем, откуда можно контролировать довольно обширные прилегающие территории.
А в Баткене планируется разместить батальон воздушно-десантных войск России. Показательно, что этот контингент российских подразделений официально оформляется под эгидой тех самых сил коллективного быстрого реагирования, о создании которых вроде бы договорились страны ОДКБ в Москве, но к которым фактически отказался присоединиться Узбекистан, плюс для них не пожелала поставлять свои воинские контингенты Белоруссия.
Пока по предварительным данным в Оше разместятся как военно-воздущная, так и сухопутная базы российских войск, причем ключевыми причинами создания такой базы называются якобы усиливающийся через границы наркотрафик, а также активизация в этом районе Центральной Азии боевиков и разного рода террористических элементов. При этом в Бишкеке размещение баз ОДКБ в Оше и Баткене (а фактически - просто российских войск) назвали важным элементом стабильности в регионе и гарантией от проникновения сюда подрывных сил из-за рубежа.
Одновременно с этим кыргызская сторона, пытаясь предупредить растущее недовольство Москвы по поводу осушествленной с американцами «манасской операции по переименованию», предложила России акции местных оборонных предприятий, в том числе - завода по производству торпед на озере Иссык-Куль. Достигнута договоренность и о том, что все эти предприятия передаются российской стороне в обмен на кредит в 2 млрд. долларов, обещанный Москвой Бишкеку еще в феврале нынешнего года.
В связи с тем, что у России уже есть на территории Кыргызстана один военный объект - авиабаза в городке Кант под Бишкеком, то те же американские обозреватели уже заговорили о том, что Москва нанесла США «ответный удар в отместку за «Манас», и теперь, дескать, пришел черед Вашингтона сделать свой «военный ход» на территории республики, связав его со все той же бесконечной афганской операцией.
И хотя ряд российских экспертов утверждают, что ничего путного от размещения сил ОДКБ в Оше и Баткене не будет (исходя из того, что места эти весьма криминальные и неспокойные), тем не менее с точки зрения стратегического балланса для России (по крайней мере исходя из той политики, которую проводит в Центральной Азии Москва) получение новых военных баз на территории Кыргызстана является важным и адекватным ответом американцам на «манасский кульбит».
Устраивает стремление России закрепиться в Кыргызстане и официальный Бишкек, для которого продолжение «стратегического бодания» в республике между Россией и Соединенными Штатами - наиболее выгодный с политической и финансовой точек зрения вариант. Ведь чем дольше Москва и Вашингтон будут тягаться друг с другом в «базовой силе», тем больше дивидентов от этого получит Бишкек, и тем прочнее он привлечет к себе внимание ведущих стран-игроков, доминирующих в этом регионе. Неслучайно, что именно на кыргызской территории эта «партнерская базовая борьба» между Россией и США приобрела такие активные формы (в других странах Центральной Азии по крайней мере пока ничего подобного не наблюдается). А соответственно можно почти со стопроцентной уверенностью гарантировать, что ответный «базовый ход» со стороны Соединенных Штатов в Кыргызстане не заставит себя ждать.
Да и проходящий в эти дни неформальный саммит ОДКБ явно не по наитию организован именно в Кыргызстане. А обсуждение вопроса о создании российских военных баз в Оше и Баткене (хотя это и вызывает резкое недовольство со стороны Узбекистана) является чуть ли не главным в ее повестке дня.
«Манас» будет расширен и укреплен к финансовой выгоде Кыргызстана
Политика - вещь до предела циничная и лишенная каких-либо сентиментов, что прекрасно демонстрируют отношения, сложившиеся относительно базы в «Манасе» между Бишкеком и Вашингтоном. Сейчас уже никто даже не вспоминает о том, что еще в начале года кыргызское руководство на весь мир декларировало об огромном количестве якобы абсолютно неразрешимых проблем вокруг находившейся под Бишкеком американской военно-воздушной базы.
Только в подшивках газет можно теперь отыскать гневные отклики общественности республики по поводу убийства кыргызского водителя Иванова американцами на территории базы в «Манасе», загрязнения окружающей среды зловредными американскими самолетами-заправщиками, а также критику «американских жмотов», которые слишком мало за базу раньше платили и только эксплуатировали нещадно кыргызские недра и воздушное пространство.
Американцы же «подковерно» успокоили Бишкеке в том, что все пожелания кыргызской стороны будут в дальнейшем учтены, но при этом самолеты сил НАТО должны обязательно продолжать летать в Афганистан, как и прежде. В итоге обе стороны нашли «компромиссную крышу» для сохранения «базового статус-кво» вокруг «Манаса», и теперь американское военное присутствие здесь и де-факто сохранилось, и де-юре никаких вроде бы местных законов больше не нарушает.
Видимо, подействовала на кыргызское руководство и реальная вероятность перевода американской военно-воздушной базы в одну из соседних с Кыргызстаном центральноазиатских стран (Узбекистан или Таджикистан). И хотя представители госдепартамента США сигнализировали Бишкеку о том, что даже «настоящее закрытие» «Манаса» не нанесет особого ущерба снабжению сил коалиции в Афганистане, тем не менее кыргызской стороне предлагалось «по -хорошему» все-таки во взаимных интересах договориться и не разрывать столь долго налаживавшиеся политические и военные связи между Кыргызстаном и Соединенными Штатами.
Во многом успокоилась с критикой кыргызского руководства и местная оппозиция, которая и от России не прочь была бы получить кредиты, и от американцев за «Манас» «состричь» весьма немалые «зеленоцветные» купюры. Теперь же в Бишкеке стало вообще дурным тоном критиковать официальную власть и за якобы «переформатирование» базы в «Манасе» («проамериканский крен»), и за переговоры о развертывании российских баз в Оше и Баткене («вновь пошли на поводу у Москвы»). Ведь, по существу, кыргызскому руководству удалось «раскрутить» и американцев, и российских представителей на то, что другие, соседние с Кыргызстаном, страны Центральной Азии только предлагали сделать военному командованию США. Так, обсуждался вариант передислокации военной авиации сил коалиции в аэропорт Алматы в Казахстане. Потом возник «базовый размен» с Таджикистаном (аэропорт в Айни, за который якобы российская сторона не захотела платить, а американцы вроде бы деньги за его аренду пообещали).
И, наконец, американцы и при наличии «транзитного статуса» базы в «Манасе» «про запас» договорились разместить базу и пункт технического обслуживания на территории Узбекистана, откуда военный контигент США в 2005 году ушел, но сейчас вновь получил разрешение (или приглашение) вернуться.
«Базовое чутье» на афганском направлении
Вне зависимости от дальнейшего развития событий в Центральной Азии государства региона наверняка задаются вопросом относительно перспектив «базового противостояния» Соединенных Штатов и России. И если для Москвы укреплять свое присутствие (даже чисто символическое) в Центральной Азии - дело прежде всего политического принципа, то для США весь здешний регион - важная транзитная артерия для прокладки прямого маршрута в Афганистан через территорию центральноазиатских республик.
Американцы убедили уже руководство стран региона в том, что для сил коалиции важно доставлять не только невоенные грузы, но и военное снаряжение, в том числе технику, боеприпасы и личный состав. Более того - Соединенные Штаты ожидают участие в афганской операции военного контингента из Казахстана - первый подобный пример военной кооперации с силами коалиции НАТО центральноазиатского государства.
Во многом с помощью «страхов афганской нестабильности» Соединенным Штатам удается убеждать руководство Кыргызстана (разумеется, вкупе с выгодными коммерческими предложениями) в важности сохранения базы «Манас», которая не только будет служить авиационно-транзитным пунктом для самолетов НАТО, но и своего рода гарантом от угрозы внешнего вторжения со стороны исламистского толка группировок (причем не только из Афганистана).
Далека от завершения и переговорная эпопея между США и Таджикистаном относительно размещения на территории республики не только транзитного пункта по перевозке грузов для сил коалиции, но и возможности аренды аэропорта Айни неподалеку от Душанбе. Даже при условии, что Таджикистан пока не числится в списке «больших друзей Америки» в регионе, в Вашингтоне в курсе серьезных экономических проблем, с которыми сталкивается республика, и ждут наиболее выгодных для себя условий дальнейшего развития военного и стратегического сотрудничества с Душанбе.
Пока ключевым звеном для натовской операции в Афганистане остается Узбекистан и его транспортные артерии, а также транзитный для НАТО узбекский аэропорт в городе Навои. Да к тому же узбекское руководство договорилось с натовцами на более активное использование своей территории даже после того, как американская военно-воздушная база в «Манасе» (пусть и под другим названием) все же осталась.
Замечу, что уже все республики Центральной Азии дали согласие американцам на пропуск по своей территории невоенных грузов, а также некоторых видов и военной техники, что для НАТО намного выгоднее с финансовой точки зрения, нежели доставлять все в Афганистан по воздуху или с большим риском через территорию Пакистана.
Но при этом практически всеми экспертами предсказывалась довольно раздражительная реакция на подобное укрепление военного сотрудничества между США и странами Центральной Азии со стороны России и Китая. И если Пекин лишь на словах обозначает свое недовольство американским присутствием в регионе (да и то лишь на саммитах ШОС), то Россия решила отвечать вызовом на вызов.
Наверняка и дальше Москва будет оказывать давление на Бишкек (и отнюдь не только с помощью обещаемых кредитов), с тем чтобы база в «Манасе» все-таки была в ближайшей перспективе закрыта. А сама Россия в качестве «разменного товара» будет и дальше предлагать разместить на кыргызской территории базы по типу тех, что планируется открыть в Оше и Баткене.
Но тем самым руководство Кыргызстана в очередной раз получит в рамках своей «дипломатической многовекторности» немалую выгоду. Ведь от размещения как американских, так и российских военных баз на своей территории Бишкек может заработать неплохие деньги, а под них - и обеспечить столь необходимые для местной экономики зарубежные инвестиции.