«Газовая атака» переносится на декабрь
Юрий СИГОВ, Вашингтон
31/07/09:: Деловая Неделя, Казахстан
Страны-экспортеры природного газа давно уже решили объединиться, но до сих пор не договорятся, каким же образом это сделать
Полгода прошло с тех пор, как в России было подписано соглашение о создании так называемого форума стран-экспортеров газа, который сразу же получил несколько неофициальных названий (его окрестили и «газовой ОПЕК», и «международной газовой удавкой на шее Америки и Европы», и даже «российско-иранским энерго-заговором»). Однако все эти звучные клише так и не внесли ясности в самое главное - будущее создания какой-то определенной и четко функционирующей системы по торговле природным газом на мировых рынках.
Как известно, тогда, в декабре прошлого года, в состав форума вошли 11 стран (они и подписали соглашение о его создании), из которых только Россия представляла СНГ. Казахстан выразил желание состоять в этом «газовом клубе» наблюдателем, как и еще один крупный газоэкспортер Норвегия.
А вот три другие государства постсоветского пространства - Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, которые являются далеко не последними в мире газовыми экспортерами, стать участниками форума по-прежнему не торопятся. Также до сих пор ожидается ратификация соглашений о создании форума со стороны таких стран, как Венесуэла, Нигерия, Экваториальная Гвинея и Боливия. Вполне возможно, что к ним присоединятся и Объединенные Арабские Эмираты, но их пока, как и Казахстан, интересует позиция больше стороннего наблюдателя, нежели активного участника этой пока еще явно не тянущей на международный серьезный статус структуры.
Пока ясно, что штаб-квартира газового форума разместилась в столице Катара Дохе (причем катарская сторона предоставила это помещение бесплатно). Однако до сих пор не выбран генеральный секретарь этой организации, как и до сих пор остается непонятным, каким образом вся эта «международная газовая компания» будет функционировать и чем на деле заниматься.
Обмен мнениями будет продолжен, но на газовые рынки это не окажет никакого влияния
Хотя некоторые эксперты считали, что к лету нынешнего года «газовая ОПЕК» уже обретет какую-то законченную и внятную форму, на самом деле ничего подобного не происходит. Созданный газовыми странами «консультационный форум» больше пока напоминает международную дискуссионную площадку, собравшиеся на которой фактически никакого влияния на газовые рынки не оказывают. Во многом тому виной само отсутствие как такового газового международного рынка, но нельзя не учесть и того факта, что газовые экспортеры пока все еще явно не определились с самой сутью собственного объединения.
Да и в самом уставе форума говорится о том, что его участники могут обмениваться мнениями по интересующим их вопросам, заниматься совместно охраной окружающей среды, а также договариваться о совместных действиях на мировых рынках. Но вместе с тем подобные «договоренности» ничуть не мешают отдельным странам-членам форума вести свою «газовую политику» полностью самостоятельно. Так, тот же Алжир, который был одним из основных организаторов форума, постоянно увеличивает объемы своего газового экспорта (главным образом в Европу), чем бросает вызов и России, и Катару, также поставляющим на «старый континент» немалые объемы «голубого топлива».
А поскольку форум просто не уполномочен обсуждать и определять взаимное согласование объемов добычи природного газа, то он и не в состоянии каким-то образом влиять на мировой спрос на газ, а также определять цены газовых контрактов. Ведь каждый такой контракт каждая из газодобывающих стран в мире (в том числе те, кто в форум не входит- к примеру, Туркменистан) заключает, исходя исключительно из собственных национальных интересов.
Также важно отметить, что договоренности о создании газового форума до сих пор не прошли процедуру утверждения парламентами (как минимум пять стран этого еще не сделали). Как и непонятно, чем закончится основная «кадровая разборка» в борьбе за пост генерального секретаря газового форума.
Здесь Россия, как крупнейший в мире газовый экспортер, с самого начала старается получить пост руководителя форума, но пока временно, как минимум до декабря, этот пост будет занимать нынешний министр энергетики Катара Абдулла аль-Аттия. Связано это с тем, что целый ряд ведущих стран-экспортеров газа, таких как Иран, Катар, Алжир, Ливия, Индонезия не очень хотели бы видеть представителя России на посту генерального секретаря (пусть даже и организации, которая больше существует в мечтах политиков, чем в реалиях).
Да и требования к генеральному секретарю форума довольно жесткие (кандидат должен хорошо владеть английским языком, быть старше 45 лет и обязательно иметь опыт работы в газовой сфере в течение последних 15 лет), которым ни один российский кандидат заведомо не соответствует. Но если представителя Москвы на пост генсека не пропустят, то зачем тогда России вообще ломать копья с деятельностью мало на что влияющего газового форума, в котором она не сможет осуществлять «руководящую и направляющую роль»?
В итоге пока решено перенести выборы генсека форума на декабрь, причем Катар и Иран уже выдвинули своих кандидатов, считая, что чем дольше будет сохраняться неясность с выборами первого лица этой структуры, тем меньше у нее шансов будет стать по-настоящему легитимной и влиятельной организацией на мировых энергетических рынках.
Кому и зачем нужен «мировой газовый форум»?
Ведущие американские эксперты в области энергетики уверены в том, что во многом само появление международного газового форума связано с обострением мирового финансового кризиса, а также повышенной политизацией энергетического бизнеса. Падение цен на нефть, и весьма невысокая эффективность ОПЕК повлиять на этот процесс подтолкнули страны-экспортеры природного газа к объединению усилий (по крайней мере внешнего) для решения стоящих перед ними проблем.
Надо также учесть, что большинство стран (за исключением государств Персидского залива), которые вошли пока в газовый форум, остро нуждаются в значительных инвестициях для модернизации газового сектора и прокладки новых трубопроводов на мировые рынки.
Это особенно касается таких стран, как Туркменистан, Азербайджан и вошедшего в форум Ирана, для которых прокладка новых газовых маршрутов из района Каспия является ключевым фактором для развития как собственной газовой индустрии, так и для увеличения доходов в бюджет от газового экспорта.
Не будем забывать и о том, что по крайней мере пока основные потребители природного газа - США, страны Евросоюза, Китай, Индия, Пакистан, Япония и Южная Корея, довольно осторожно относятся к стремлению газодобывающих стран между собой объединиться и пытаться контролировать газовый рынок (пусть даже он пока в мире не сформирован).
А во многом по этой причине до сих пор ведущие экспортеры природного газа не определили для себя, что можно было бы рассматривать в качестве какой-то «базовой» или «справедливой цены» за тысячу кубометров газа. Также непонятно, что можно было бы считать «справедливым» при прокачке газа для стран-транзитеров. Пример той же Украины или потенциально - Турции уже показали, что договориться с государствами, по территории которых проходят те или иные трубопроводы, будет куда сложнее и финансово накладнее, чем инвестировать в саму прокладку газопроводов.
На данном этапе все ведущие газовые экспортеры - что входящие в форум, что за ним со стороны наблюдающие, хотят только одного - чтобы им за природный газ платили как можно больше. Такое же желание явно демонстрируют транзитные государства, для которых «посредническая газовая миссия» приносит немалые доходы в бюджет. А для этого они могут в «нужный момент» вполне так развести газовые потоки, что понять, куда что из трубы пропало (именно этим выяснением «газовых отношений» регулярно занимаются Россия и Украина), бывает абсолютно невозможно.
Немаловажно и то, что, как и в «больших нефтяных играх» по всему миру, в «большие газовые разборки» будет и дальше постоянно вмешиваться «большая политика». Достаточно посмотреть на то, как «по-братски» торгуют газом между собой страны СНГ (Узбекистан и Таджикистан, Россия и Украина с Белоруссией, Туркменистан с Россией и Украиной), чтобы понять - никаких «единых мировых цен» на газ никогда не будет, а уж про какие-то «справедливые цены» за тысячу кубометров вообще говорить не имеет смысла.
Если это не «газовая ОПЕК», то что тогда?
По мнению экспертов, для того чтобы газовый международный форум мог хотя бы элементарно функционировать, необходимо вовлечь в него как можно больше стран, в больших объемах экспортирующих природный газ на мировые рынки. Ведь в той же нефтяной ОПЕК состоят далеко не все ведущие экспортеры черного золота, а соответственно и попытки членов картеля как-то регулировать мировые цены на нефть почти всегда в последнее время оборачиваются провалом.
Той же слабостью страдает и газовый форум, в который не входят некоторые не самые маленькие газопроизводители (те же Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан). Только Казахстан пока «наблюдает» за происходящим в Дохе, а все остальные не считают нужным каким-то образом тратить время и силы на участие в процессе, до конца не отрегулированном и не имеющим четкой и ясной цели.
Уж сегодня ведущие специалисты в сфере энергетики говорят, что международный газовый форум не сможет принимать никаких реально влияющих на мировое газовое хозяйство решений, поскольку целый ряд крупных экспортеров газа в него либо не входят, либо участвуют в дискуссиях лишь в виде консультаций. Они не намерены обсуждать квоты на добычу, как и не собираются ни с кем координировать цены, по которым они поставляют природный газ своим клиентам.
Кстати, многие члены газового форума также уже являются и членами нефтяной ОПЕК. Там они периодически критикуют Россию за то, что, будучи вне картеля, не сокращает добычу черного золота (как и ряд других стран, в него не входящих) и тем самым не дает ОПЕК возможности контролировать мировые цены на нефть. Поэтому в газовом форуме эти страны вовсе не хотели бы, чтобы Россия кому-то диктовала свои условия и уж тем более - руководила этой малопонятной и больше существующей в теории, чем на деле организации.
И хотя деятельность международного газового форума, который существует де-факто уже восемь лет, вроде бы раньше никого особо не интересовала, теперь, когда он обзавелся собственной штаб-квартирой в Дохе и даже имеет бюджет для квотного найма чиновников из стран-участниц, форум вполне может стать чрезвычайно политизированной структурой, годной лишь для координации действий в области «газового давления» на США и страны ЕС особенно в том, что касается ценовых условий. Не очень пока ясно, смогут ли страны, вошедшие в форум, выработать какую-то единую позицию по ключевым энергетическим вопросам, волнующим сегодня мировые рынки. Среди них - проекты газопроводов Nabucco, «Южный» и «Северный поток», прокладка газопровода из Азербайджан через Турцию в Грецию или расширение имеющихся газопроводов и прокладка новых труб из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в направлении Китая.
Трудно предсказать и то, что может реально газовый форум сделать, если между Россией и Украиной вновь возникнут «энергетические нестыковки» или если Россия и Туркменистан вновь начнут обвинять друг друга в «трубропроводном заговоре». А в результате этого та же Европа вновь будет ощущать на себе перебои с поставками газа из Центральной Азии.
Еще более запутанной выглядит ситуация вокруг второго по величине экспортера в мире газа - Ирана. Тегеран вновь обострил свои отношения с Соединенными Штатами и ЕС, но при этом является одним из крупнейших экспортеров природного газа на мировые рынки. К тому же иранцы выдвинули своего кандидата на пост генсека газового форума, и если он в итоге займет это кресло, то весь газовый форум станет настоящей «энергетической дубинкой» как для американцев, так и европейцев.
В результате за полгода своего существования газовый форум, члены которого наотрез открещиваются статусного клише «газовой ОПЕК», остается лишь дискуссионной площадкой для обмена мнениями. Но ничего конкретного и определенного в плане реальной, а не декларативной координации действий в мировом газовом хозяйстве (что, в общем то, и предсказывали эксперты) так пока странами-экспортерами газа создано не было.
Не имея, в принципе, на то никаких властных полномочий, газовый форум и не планирует в дальнейшем ни определять, ни согласовывать ни цены на «голубое топливо», ни объемы его добычи. И далеко не факт, что до этой конкретики дело вообще когда-нибудь дойдет: ведь страны-экспортеры газа не настолько влиятельны в мире, чтобы «брать за горло» крупнейших потребителей газа. Да и единства в рядах членов форума даже при наличии что генсека, что десятков «форумных чиновников» вряд ли на перспективу можно будет добиться.