Споры вне дома
Интернет-журнал "Оазис"? 19 (111) Октябрь 2009
Вячеслав Абрамов (Алматы - Варшава)
Совещание ОБСЕ по человеческому измерению и раньше было осведомлено о ситуации в Казахстане, но еще никогда оно не становилось площадкой для столь подробного обсуждения положения с правами человека в стране - будущем председателе Организации. День за днем, сессия за сессией ситуация в Казахстане становится объектом внимания дипломатов и международных организаций, которые критикуют процессы, происходящие в республике.
Официальная казахстанская делегация на Совещании ОБСЕ в Варшаве в нынешнем году состоит из, не менее, чем 30-ти чиновников различного уровня и статуса. Главой делегации назначена известный казахстанский дипломат Мадина Джарбусынова. Среди рядовых участников - советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев, омбудсмен Аскар Шакиров, судьи Верховного суда, представители министерств, правоохранительных органов. Делегация прибыла в сопровождении большой группы лояльных неправительственных организаций, которые, вероятно, призваны противостоять группе казахстанских правозащитников, ежегодно приезжающих в Варшаву, чтобы говорить о проблемах внутри страны. В итоге в этом году Казахстан на совещании представлен самой многочисленной и разноплановой делегацией - от чиновников высокого ранга до представителей неправительственных организаций, занимающихся специализированными проблемами.
В рамках варшавского форума ситуация в Казахстане стала предметом обсуждения на целом ряде сессий.
В первый день совещания аккомпанементом выступления казахстанской официальной делегации на открытии стал протест правозащитников против несправедливого судебного приговора их коллеге Евгению Жовтису. Во время выступления главы казахстанской делегации Мадины Джарбусыновой казахстанские правозащитники, одев майки с портретом Евгения Жовтиса и надписью «Мы призываем к справедливому суду», выстроились за спинами представителей Казахстана. Вряд ли в этот момент кто-то в зале слушал этого представителя Казахстана: внимание присутствующих приковывала акция протеста, подобных которой на совещании никогда не было.
Позднее, в ходе первого пленарного заседания, посвященного справедливому суду, было зачитано заявление Штаба в защиту Евгения Жовтиса, в котором перечислялись нарушения, допущенные в ходе судебного процесса над правозащитником, а также содержалось требование осудить действия государства - будущего председателя ОБСЕ, грубо нарушающего права человека.
Казахстанская официальная делегация в первый день была достаточно сдержанна в своих комментариях. Исключением стали выступления советника президента Ермухамета Ертысбаева и представителей Верховного суда страны, в которых они отмечали, что действия правозащитников, критикующих приговор Евгению Жовтису, являются давлением на суд, и призывали прекратить обсуждение этого дела.
Этот же призыв Ермухамет Ертысбаев повторил и на следующий день в ходе специального мероприятия, посвященного выполнению Казахстаном обязательств в рамках ОБСЕ. Советник заявил, что «сторонники Жовтиса используют его дело» для того, чтобы постоянно критиковать Казахстан, а «сам Жовтис им уже не нужен». Другие официальные лица вновь повторяли тезис о том, что критика приговора является вмешательством в дела суда и отмечали некомпетентность тех, кто комментирует его.
Тем не менее данные призывы остались незамеченными ни в первые дни варшавского совещания, ни позднее, когда ситуация в Казахстане вновь и вновь поднималась в ходе дискуссий.
Так, только в ходе первой недели совещания были организованы три специальных мероприятия, посвященные положению с правами человека в Казахстане. В ходе первого обсуждалась общая ситуация и те тенденции, которые, как отмечают правозащитники, преимущественно негативные. В частности, речь шла о положении религиозных организаций, масс-медиа, ситуации в сфере уголовного права и в области мирных собраний.
Другие специальные мероприятия касались положения адвокатов в Казахстане и ситуации с пытками. В ходе этих встреч отмечалось, что и в этих областях, несмотря на некоторый прогресс, наблюдается общая негативная тенденция, вызванная, в случае с адвокатурой, попытками государства взять под контроль этот институт, а в сфере борьбы с пытками - неэффективностью тех мер, которые предпринимает государство.
Кроме того, предметом обсуждения вновь стало дело Евгения Жовтиса, которое приводилось в качестве примера преследования правозащитников в Центральной Азии наряду с аналогичными делами в Кыргызстане и Узбекистане.
В ходе второй недели в рамках пленарных заседаний и специальных мероприятий речь вновь возвращалась к Казахстану. Так, в ходе обсуждения ситуации со свободой слова на пространстве ОБСЕ из, порядка, 50 выступлений, сделанных на пленарных заседаниях, 18 были посвящены ситуации в Казахстане. Подробно обсуждалась ситуация вокруг судебных процессов против независимых газет «Республика» и «Тасжарган», закрытие другой газеты - «Алма-Ата инфо» и осуждение на три года лишения свободы ее главного редактора Рамазана Есергепова за разглашение госсекретов.
Кроме того, темами для обсуждения стали справедливые выборы и ситуация с соблюдением социальных, экономических и культурных прав.
В этой связи ожидаются выступления представителей организаций, объединяющих вкладчиков строительных компаний, пострадавших в результате кризиса.
Таким образом, интерес к Казахстану не ослабевал до конца совещания, которое некоторые европейские правозащитники уже назвали «казахстанским». Об этом говорят и официальные лица республики, отмечающие, что совещание «стало площадкой для обсуждения внутриреспубликанских проблем».
Между тем многие международные правозащитные организации ранее уже отмечали, что внимание к Казахстану с приближением января 2010 года, когда страна возглавит ОБСЕ, будет возрастать. В этой связи будет неизбежно расти и нервозность казахстанских чиновников, не привыкших к столь массированной критике, которую они получили в Варшаве и которая, наверняка, будет только нарастать в ближайшие месяцы.
У официальной Астаны, по сути, остается всего несколько вариантов для возможных действий. Первый и самый маловероятный - устранить те нарушения, за которые ее критикуют оппоненты и, тем самым, лишить их аргументов. Этот вариант идеален для общества и правозащитников, но неидеален для властей, поскольку он, в частности, означает и признание тех ошибок, которые уже были допущены и резкое ускорение процесса реформ, к чему власти явно не готовы и что подтверждается событиями этого года.
Второй вариант действий, который кажется более реальным, - игнорирование той критики, которая исходит от правозащитников, независимо от того, казахстанские это активисты или международные. А также мягкие ответы тем силам, не ответит которым нельзя. Например, европейским или американскому правительствам. На достаточно сдержанную критику официальная Астана отвечать умеет, в том числе и заверениями в том, что все на самом деле происходит в русле правильных, но медленных реформ.
Ну и третий вариант - дальнейшее ухудшение ситуации в стране с правами человека на фоне усиления силовиков и их желания держать ситуацию под жестким контролем.