И снова бой. Хлопковый
Интернет-журнал "Оазис" ? 19 (111) Октябрь 2009
В Узбекистане продолжается очередная хлопковая компания. Началась она, как и следовало того ожидать со скандалов, т.к. в отличие от официальных лиц, эксперты и наблюдатели предсказывали, что власти не выполнят своё обещание и которое они давали в прошлом году.
Напомним, что данным британской газеты The Financial Times, в 2008 году четыре крупные американские компании - Национальная федерация предприятий розничной торговли (NRF), Ассоциация лидеров розничной торговли (RILA), Американская ассоциация одежды и обуви (AAFA) и Ассоциация импортеров текстиля и одежды (AITA) передали в посольство Республики Узбекистан в Вашингтоне письмо на имя узбекского правительства с требованием прекратить принудительное использование детского труда при сборе хлопчатника. Своё требование они обосновали просьбой продавцов одежды и обуви не закупать больше это сырьё в Узбекистане. Одновременно призыв прекратить закупки узбекского хлопка названные компании передали также госсекретарю США, Британскому консорциуму розничной торговли (British Retail Consortium), Канадской федерации одежды (Canadian Apparel Federation), Канадскому совету розничной торговли (Retail Council of Canada), EuroCommerce, Ассоциации внешней торговли (Foreign Trade Association) и Европейской организации одежды и текстиля (EURATEX).
Примерно в то же время министр внешнеэкономических связей Узбекистана Эльер Ганиев во время своей поездки в США посещал офис Международного консультативного комитета по хлопку (International Cotton Advisory Committee), а уже в июле, после возвращения в Узбекистан провёл совещание, на котором обсуждался план действий выполнения ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной организации труда о минимальном трудовом возрасте и о запрещении наихудших форм детского труда. Более того, как передавала «Фергана.ру», в августе 2008 года в Ташкенте прошло совещание «представителей некоторых посольств западных государств, Международной организации труда и ЮНИСЕФ посвященное, главным образом, обсуждению использования в Узбекистане принудительного детского труда и потенциальному пересмотру статуса Узбекистана как страны, входящей в Общую систему торговых преференций».
Однако, уже вскоре стало понятно, что без использования детского труда урожай не собрать. Тем не менее, правительственные чиновники заверили общественность в том, что к услугам школьников и студентов они прибегают в последний раз.
Но не тут-то было. Уже многие независимые международные организации и средства массовой информации констатируют, что школьники многих районов и областей республики, вместо учёбы проводят время на полях. Так, например, Молодежным правозащитным движением Узбекистана «Веритас» был подготовлен анализ по результатом первичных наблюдений за хлопковой кампанией в Узбекистане в 2009 г. Анализ показал, что несмотря на все принятые в прошлом году документы и на принятый тогда же Закон «О гарантиях прав детей» ситуация не только не улучшилась, но даже ещё и ухудшилась. Авторы данного аналитического доклада утверждают, что если раньше принудительное привлечение детей и других категорий населения (в основном работников государственных бюджетных организаций) к сбору хлопка происходило в организованном, централизованном порядке, сейчас в этой сфере воцарился полный хаос. Принудительный труд остался, а единых порядков по организации и обеспечению передвижения, транспортировки, питания, условий проживания, соблюдения минимальных норм технической безопасности для людей, привлеченных к принудительному труду, уже нет. Незаконная эксплуатация в ходе хлопковой кампании начинает охватывать и другие категории населения. Как утверждают эксперты «Веритас», ещё в конце сентября премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев по телефону провел экстренное селекторное совещание с хокимами городов, районов, областей, с председателем Совета Министров автономной Республики Каракалпакстан, руководителями крупных организаций, учреждений и предприятий. Основным предметом обсуждения на совещании стал вопрос организации сбора урожая хлопка в этом году. На совещании премьер-министр распорядился о массовом привлечении коллективов всех организаций, учреждений, предприятий, студентов профессиональных колледжей, университетов и институтов к сбору хлопка. Причём о привлечении именно принудительном, даже без всякого намёка на видимость добровольности.
Авторы аналитического доклада в ходе своей работы выделили основные тенденции, которые не наблюдались прежде: во-первых, продолжение принудительного труда детей и другой категории молодежи, вопреки принятым в 2008 году законодательным актам и программным документам, запрещающих такую практику; во-вторых, рост фактов принудительного труда тех групп населения, которые в прежние годы совсем не привлекались к сбору хлопка (жители махалли через махаллинские комитеты; местные мусульманские религиозные сообщества, принадлежащие к мечетям; работники крупных государственных предприятий, производственных объединений и других организаций, поддерживаемых через государственный бюджет; регулярные вооруженные силы и военные школы; правоохранительные органы - прокуратура и органы внутренних дел); в-третьих, рост уровня коррупции среди местных должностных лиц, ответственных за хлопковую кампанию; и, наконец, в-четвертых, весь процесс принудительного привлечения населения к сбору хлопка организован хаотично (почти все группы населения, принудительно привлеченные к сбору хлопка - учащаяся молодежь, работники бюджетных организаций и крупных государственных предприятий, мусульманские религиозные сообщества и мечети, жители махалли - все ежедневно идут на хлопковые поля за счет собственных средств; питание этих хлопкоробов не организовано и во многих местах они приносят еду за свой счет; почти во всех местах мы наблюдаем, что никто не ведет учет труда этих хлопкоробов и не фиксирует, кто и сколько собрал хлопка).
Также в докладе был отмечен рост коррупции - если ученик или студент пропускает один день сбора хлопка, то преподаватель вынужден заплатить государству «штраф» от 2 до 3.5 тысячи сум ($1,5 - $3). Каждый учащийся обязан в среднем собрать в день от 30 до 60 кг хлопка. Учащийся, не справившийся с данным нормативом, либо покупает хлопок из местных хлопкоробов, либо приносит его из дома, или покрывает это в денежном эквиваленте учителю, а тот в свою очередь передает деньги представителю местной власти.
Условия проживания учащихся и студентов на хлопковых полях особенно в этом году оставляют желать лучшего, так как ни принимающее фермерское хозяйство, ни местная исполнительная власть и ни администрации учебных заведений, не заботятся об условиях. Большинство студентов ночуют прямо на земле, покрытой тонким матрасом, привезенным из дома. Горячая вода и средства личной гигиены отсутствуют, также как и отсутствует нормальная питьевая вода. Зачастую используется вода из открытых водоемов. Для того, чтобы прокипятить воду, студенты и учащиеся приносят с собой электрические чайники.
(По материалам Молодежного правозащитного движения Узбекистана «Веритас»)