Виталий Волков, эксперт по Центральной Азии в Германии, специально для «Новой» - Казахстан»
10.12.2009 г. , Новая газета - Казахстан
Первая задача - отрезать Китай от региона, где сосредоточены углеводороды. Вторая - блокировать Иран, который идет к лидерству в этом регионе, несмотря на разногласия между шиитским и суннитским исламом
Смещение акцента
Задача США в Афганистане - минимизировать влияние Китая в этом регионе
Усама бин Ладен - если допустить, что именно он стоит за терактами 11 сентября 2001 года - может потирать от удовольствия руки. Если до противника трудно добраться на его территории, его следует заманить на свою - из такой логики исходили стратеги исламизма, продумывая планы по воспрепятствованию глобализации в ее западной трактовке. События 2001 года послужили именно этой цели, армии с Запада сами пришли на Гиндукуш и завязли там, как в опасном болоте. Но вот по прошествии восьми лет малоуспешной погони за призраками демократии и стабильности в Афганистане новый президент США посылает туда дополнительные 30 тысяч военных. Союзники по НАТО готовы последовать примеру и также добавить пять - семь тысяч бойцов. Таким образом, западная армейская группировка на Гиндукуше превысит 100 тысяч человек.
Они, по мнению Пентагона, необходимы для того, чтобы предотвратить расширение активности и влияния талибов и снизить их негативное влияние на работу органов государственного управления в стране.
Выбрав план значительного усиления контингента, Барак Обама дал понять, что значительная часть этих сил будет решать задачи по инструктажу афганских органов безопасности с ясной целью - укрепить афганскую власть настолько, чтобы она в обозримом будущем смогла сама обеспечивать стабильность в стране, и войска НАТО могли уйти из Афганистана.
Президент США обозначил дату начала вывода союзнических войск из этой страны - лето 2011 года. Обозреватели отмечают, что Обама намерен кратковременной накачкой сил подавить активность талибов, обеспечить самый интенсивный инструктаж афганской армии - а затем вывести свои войска в течение четырех-пяти лет, предоставив афганцам Карзая самим воевать со своими противниками. Многие вашингтонские эксперты уже не скрывают, что Белый дом должен исходить и исходит из перспективы продолжения войны в Афганистане после ухода оттуда коалиции.
В свою очередь, военные эксперты смотрят на возможность военного успеха за счет накачки войск с большим скепсисом. Больше солдат НАТО - больше мишеней, считают они, а перекрыть все коммуникации талибов, учитывая размер территории и специфику ландшафта, а также их популярность среди населения ряда районов, невозможно ни сотней, ни двумя сотнями тысяч солдат.
Не так давно все это уже проходили коллеги из советских армейских частей. Моджахедов на время удавалось загонять в ущелья, но потом они возвращались, усиленные подкреплениями из жителей, разъяренных действиями наступавших чужаков, и атаковали «раздутые» гарнизоны, базы, а также патрули и колонны, курсирующие между ними. Надежда на то, что интенсивный инструктаж превратит афганских полицейских и военных в опору власти против талибов так же слаба, как на то, что эта власть избавится от коррупции по команде из Вашингтона.
Приведу цитату из того анализа ситуации, который дал в интервью «Немецкой Волне» российский специалист по Афганистану и в прошлом инструктор частей афганской армии Лев Корольков: "Как только ограниченный контингент советских войск вошел в Афганистан, советские части были размещены на базах афганской армии, рядом с их частями. При этом афганскую армию до этого СССР готовил 15 лет, офицеры прошли обучение в советских учебных заведениях, страна была на тот момент секуляристской, и влияние правомусульманской оппозиции ограничивалось сельской местностью. Элита пыталась перенять то, что ей казалось полезным из советского опыта, обращая внимание на уровень жизни, образования, культуры. И что в результате? Главный вопрос - кто будет воевать. Ментальность пуштунского населения изменить не удастся. А без этого не могут быть созданы преданные режиму Карзая воинские части, которые успешно справились бы с талибами, потому что и талибы, и тот контингент, из которого состоят части полиции и армии, - это одни и те же люди. Они могут учиться, снабжаться за счет НАТО, что очень выгодно Карзаю, поскольку осуществляется не за счет бюджета Афганистана. Но с момента, как НАТО покинет страну, там все изменится».
Что лучше этой перспективы мог бы себе представить условный Усама бин Ладен?
С другой стороны, конечно, США имею свои резоны, выходящие за пределы ограничения деятельности террористов, которых им было удобно относить к некоей дьявольской организации и называть «Аль-Каидой».
Еще раз обращусь к эксперту Льву Королькову: "Речь в выступлении Обамы шла о борьбе с "Аль-Каидой" и талибами. Но "Аль-Каида" - это бренд, под которым выступают различные, часто разрозненные и идеологически разнонаправленные экстремистские исламские организации. Что касается талибов, то они, собственно, ни в прошлом, ни сейчас США не угрожают. Они заняты решением вопросов на своей территории, и если отбросить поверхностные объяснения, то основная задача состоит в минимизации влияния Китая в этом районе, если не в ликвидации этого влияния на какое-то время. (На эту тему см. статью А. Косанова на стр. 7). То есть отрезать Китай от региона, где сосредоточены углеводороды. Вторая задача - блокировать Иран, который идет к лидерству в этом регионе, несмотря на разногласия между шиитским и суннитским исламом".
Кроме того, если задаться вопросом, куда денется столь значительная военная группировка США после объявления вывода войск, то ответ «вся вернется в Америку» вряд ли устроит опытного наблюдателя. Возможно, речь будет идти о создании новых или усилении имеющихся баз вокруг Афганистана - возможно, в Пакистане, в республиках Центральной Азии (для чего пока необходимо согласие Москвы, и оно не относится к числу невыполнимых желаний - если подумать об уступках на западных границах России), и смещении акцента с Афганистана на ядерный Пакистан, который в Вашингтоне многие считают истинным источником «талибской» инфекции.
Свой Карзай в Исламабаде сейчас вроде бы найден, и, если смотреть в перспективе, Афганистан Бараку Обаме важен не только сам по себе, но и как полигон для отработки возможных действий в соседней стране, где, кстати, также заметно усиливается влияние Китая.
Не случайно видные эксперты в США именно сейчас заговорили о том, что Афганистан на самом деле не играет столь уж значительной роли для безопасности США и не занимает центрального места в борьбе с международным терроризмом! (Например, Ричард Хаас из аналитического института Council on Foreign Relations, который, помимо этого, утверждает, что Афганистан не представляет собой ничего особенного и для самих террористов.) Значит, теперь надо искать иное место, которое якобы представляет собой это «нечто особенное»!
Но это лишь подтверждает подозрение, которое автор высказывал уже не раз: Афганистан пострадал за то, что был именно выбран в качестве места столкновения обеими сторонами - и «бин Ладенами» и Западом! Иначе событие «11 сентября» не стало бы поворотным моментом совремненной истории, а осталось бы одной из множества больших трагедий. «Бин Ладены» использовали Афганистан в качестве идеальной ловушки благодаря их уверенности в том, что кто-кто, а афганцы будут бороться до самого конца с иностранным вторжением и защищать свой уклад от навязываемой извне модернизации. Западу же, и в первую очередь США, Афганистан кажется столь важным не только в силу обстоятельств момента, но и в силу геополитического положения.