раздора
Владимир Скосырев
Рабочий визит Туркменбаши в Россию, как и можно было ожидать, прошел в атмосфере доброжелательства и улыбок
Никаких упоминаний о таких мелочах, как соблюдение прав человека, по итогам переговоров Путин - Ниязов и в помине нет. Президенты высказались за дальнейшее углубление сотрудничества двух стран.
Под этой формулировкой подразумевается, в частности, подготовка нового договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Туркменией, а также углубление взаимодействия в рамках СНГ. Отсюда можно заключить, что Путину удалось повлиять на сознание отца туркменской нации, который до сих пор частенько уклонялся от встреч лидеров СНГ и даже демонстративно провозгласил нейтралитет.
Но в центре внимания двух глав государств были проблемы нефти и газа и раздела богатств Каспия. Как видно из высказываний Путина, экспертам России и Туркменистана удалось сблизить позиции по Каспию. Правда, остается неясным, удастся ли подготовить проект договора к совещанию лидеров пяти прибрежных государств, которое Туркменбаши очень хочет созвать в Ашхабаде.
До сих пор Россия и Туркмения стояли по разные стороны в споре по поводу статуса моря. Россия, Казахстан и Азербайджан согласились, что морское дно должно быть разделено на национальные сектора, а поверхность оставлена в общем пользовании. Такая стратегия имела бы своим результатом то, что Ирану достанется самый маленький сектор. Поэтому Тегеран противодействует разделу по принципу "дно - по национальным секторам, а поверхность общая". А Туркмения до сих пор, казалось, балансировала между своими партнерами по СНГ и Ираном.
Разногласия между прибрежными государствами порой приобретают весьма острый характер. Ашхабад и Баку в прошлом не раз обвиняли друг друга в незаконных притязаниях на часть шельфа, богатую залежами углеводородов. А летом прошлого года Баку объявил, что в территориальные воды Азербайджана вторглись иранские военные катера. Их поддерживали с воздуха истребители. После этого компания "Бритиш петролеум", которая вела в этом районе геологоразведочные работы, объявила о приостановке своей деятельности.
Из-за этих противоречий Ниязову пришлось дважды откладывать в прошлом году саммит пяти прибрежных государств.
Ясно, что до достижения компромисса по поводу статуса Каспия еще далеко. Но встреча в Москве, возможно, станет стимулом к тому, чтобы переговоры между "пятеркой" стали более интенсивными. В этом плане внимание нефтегазовых компаний привлекает визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Россию, который должен состояться на этой неделе. А в марте ожидается еще одно важное событие: президент Азербайджана Мохаммад Хатами собирается посетить Ашхабад и провести переговоры с Ниязовым.