CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Казахстанский Интернет под угрозой запрета

31 июля 2002

Интернет под угрозой запрета

В результате проведения антиоппозиционной акции против независимых СМИ, казахстанские власти приступили к ограничению возможности доступа к открытой информации в Интернете. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту "оскорбления чести и достоинства" в статье за подписью Сергея Дуванова - организатора первого независимого телевидения в Казахстане, президента первой независимой телерадиокомпании, организатора первых в Казахстане телевизионных дебатов в прямом эфире. Авторство статьи силовые структуры интересует меньше всего.

Известный в Казахстане как независимый журналист, принадлежащий к радикальной оппозиции, резко критически настроенный к политическому режиму, непосредственно к Президенту, Сергей Дуванов обвиняется в уголовном преступлении за опубликованную им 6-го мая на веб-сайте KUB.kz. статью "Молчание ягнят".

Защитника в суде, директора Международного бюро по правам человека, Евгения Жовтиса, удивляет, прежде всего, что "для уголовного преследования выбрана не самая острая и не самая агрессивная статья, содержащая размышления, рассуждения и информацию, которые могли бы власть сильно задеть. Есть сведения, касающиеся Швейцарских счетов, принадлежащих Президенту и того миллиарда долларов, о котором говорил Премьер - Министр Имангали Тасмагамбетов в мае на заседании палат Парламента, всего, что вокруг них". Кроме того, утверждает Евгений Жовтис, "удивительно, что информация о тайных счетах президента, составляющая контекст этой статьи, отражался в таком количестве СМИ, что не понятно, почему крайним оказался именно г-н Дуванов".

По неофициальным данным выбор данной статьи имеет случайный характер. Евгений Жовтис считает, что "она была кем-то представлена на стол Президента, остальные - нет. Я понял, что они получили указание и главное для них быстрее закончить". В соответствии с существующим в Казахстане негласным порядком вслед за распоряжением "сверху", Комитет Национальной Безопасности возбудил расследование.

По словам защитника, представителей силовых структур "больше всего возмущает в статье то, что в Казахстане преследуются СМИ, что действует авторитарный режим, и все, что касается имени Кажегельдина, и меньше всего - вопрос о достоверности информации о швейцарских счетах". "Для казахстанской действительности при расследовании подобных дел нормой становится смешивание юридической стороны и политической подоплеки. Так, следователи, например, считают то, заявление Дуванова о том, что "что Нурсултан Назарбаев создал систему, основанную на страхе, - оскорбляет президента", - говорит Евгений Жовтис.

Факт преследования Дуванова аналитики связывают как продолжение политики "гонений" на Интернет и накладывания табу на оппозиционные веб-сайты. Так, вице-президент Национального Пресс - клуба, Максим Кимасов считает, что "логика последних событий вокруг СМИ дает основание думать, что дело Дуванова - повод перераспределить влияние в Интернет - пространстве. Не много ли в последнее время дел заводится по оскорблению чести и достоинства? Я считаю, что это - уже тенденция".

На сегодняшний момент в руках власти сосредоточены большие ресурсы и возможности влияния на СМИ. Так, например, существует возможность влияния на Интернет через головные крупные провайдеры - "Казахтелеком" и "NURSAT", сети которых также подконтрольны ей.

В этом плане следует отметить, что блокировка сайтов в Казахстане началась давно. Еще два года назад блокировали Eurasia.org.ru, а затем создали его фальшивый двойник - сайт под тем же адресом. По словам директора "Интерньс-Казахстан", Олега Кациева, "пользователи Интернета, клиенты "NURSAT" и "Казахтелекома" и провайдеров, арендующих у этих компаний наземные линии коммуникаций, невольно попадали на двойник. Очевидно, что такими возможностями менять маршрут трафика располагают только казахстанские спецслужбы, если это не сами провайдеры".

Кроме того, уже несколько месяцев таким же образом блокируется сайт KUB.KZ с критическими аналитическими статьями оппозиционных журналистов. Так что, по словам Олега Кациева, "если казахстанский КНБ выдвигает иск против Дуванова, то тем самым выдает себя с головой - только у него в таком случае был прямой доступ к сайту со статьей "Молчание ягнят"". Как известно, у обыкновенного пользователя такой возможности прочитать статью не было. Кстати, в июле, после выдвинутого обвинения Дуванову, доступ на этот сайт на территории Казахстана стал открытым.

По словам консультанта-политолога из "Транспаренси - Казахстан", Чеботарева Андрея, "власти своими действиями ничего не добились, так как никто не в состоянии определить источник регистрации, потому, сейчас они цепляются за отдельные личности. Одна из которых - Сергей Дуванов, а власти лишь ждали удобного случая - его статьи "Молчание ягнят".

Вместе с тем, Веб-сайты признаны, в соответствии с казахстанским законодательством, к СМИ, подпадая, таким образом, под те же ограничения, что и традиционные СМИ. Соответственно, для властей данные положения дают дополнительную возможность устанавливать непрямой ценз над материалами, размещающимися на веб-сайтах, применяя принцип преследования авторов оппозиционных статей.

По мнению Олега Кациева, "усилится давление на критиков существующего режима, и даже просто объективных исследователей, проживающих на территории Казахстана".

Нинель Фокина, Председатель Хельсинского комитета, оценивает это как "один из признаков продолжения процесса ограничений в адрес независимых СМИ после нейтрализации неугодных оппозиционных печатных изданий". По мнению специалиста, началом было ограничение на доступ к некоторым оппозиционным веб-сайтам в Интернете.

Интересно то, что представители государственных структур, работающие по вопросам СМИ, отказываются давать какие-либо комментарии по поводу усиления тенденции гонения на авторов статей, располагаемых как в печатных СМИ, так и на веб-сайтах. Так, начальник алматинского Управления информации и общественного согласия, г-н Аяган, сказал, что "не интересуется этими вопросами".

Казахстанские эксперты и наблюдатели убеждены в том, что случай с делом Дуванова - это продолжение общей политики давления власти на оппозицию.

Козлов Владимир - пресс-секретарь ДВК, считает, что "сам факт преследования - это прежде всего гонение на журналистов, мотивированный общей целью погасить поток информации, который не красит Президента".

Журналист газеты "Новости недели", Аскар Умаров все происходящее в Казахстане не считает "спровоцированным властями, так как это будет влиять на имидж внутри и за границами Казахстана. Скорее всего, идет борьба между финансово- промышленными группами, владельцами СМИ, к которым были применены "репрессивные" меры».

Гульжан Ергалиева: "С одной стороны, хотят конкретное лицо лишить возможности выступать в обществе со своим свободным мнением. С другой - это представляет собой одно из звеньев цепи, которую раскручивают государственные власти против СМИ и отдельных журналистов. Сценарий, предусмотренный для каждого журналиста, с которым считаются в мире и той организации, к которой он принадлежит. Он основан на личном страхе Назарбаева, что народ узнает о "делах" его семьи и административного правления".

То, что происходит сейчас в Казахстане вызывает тревогу и опасение за будущее демократических преобразований, как у отечественных, так и зарубежных наблюдателей.

Международный Институт прессы (IPI) в своем заявлении от 27 мая за подписью его директора Йоханна Фритца на имя Президента Казахстана, осудила преступные действия против СМИ в Казахстане. IPI выражает опасение, что "атаки на независимые СМИ могут быть политически мотивированы и являться частью кампании подавления критики в независимой и оппозиционной прессе".

Международная федерация журналистов (IFJ) 28 мая в Мадриде и Брюселе, выступила в связи с систематическим наступлением на независимые средства массовой информации, обвинив власти Казахстана в "ведении войны против независимой журналистики и свободных средств массовой информации". "Журналисты не чувствуют себя в безопасности, а средства массовой информации работают в атмосфере страха и запугивания", - сказал генеральный секретарь Международная федерация журналистов (IFJ) Эйдан Уайт.

"Оппозиционные средства массовой информации превратились в мишени по причине систематических публикаций сообщений о коррупции в правительстве, обвиняющих Президента Нурсултана Назарбаева и его ближайшее окружение в переводе государственных денег на тайные счета в Швейцарском банке для своих личных нужд. Правительство отрицает все обвинения",- говорится в заявлении.

Один из ведущих казахстанских аналитиков считает, что "наша власть действует по старому принципу в борьбе с оппозицией - убрать лидера, как это было с Кажегельдиным и партией РНПК, или перекрыть канал финансирования. По-моему, она продолжает действовать точечными ударами, преследуя авторов статей, теперь уже распространяемых в Интернет- пространстве, сажая за решетку таких как Жакиянов и Аблязов. Они не могут понять одного, что неадекватная реакция на объективный процесс приведет в любом случае к отрицательным для нее самой последствиям".

Таким образом, преследование СМИ и отдельных журналистов в Казахстане - это общепризнанный факт. При этом власти пытаются установить полный контроль за медиа-пространством. Пока ей это не удается, потому и следуют попытки репрессий, запугивания немногих независимых журналистов, оппозиционных СМИ, критиков. А пока под угрозой запрета - казахстанский Интернет.

Лейла Махмудова из Алматы Специально для IWPR 31 Jul 2002

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяПроизвол по политическим мотивам
Следующая статьяСМОЖЕТ ЛИ ИРАН ПОСТРОИТЬ ДЕМОКРАТИЮ?