США по Ирану не исключен
Могут ли Соединенные Штаты и Израиль нанести авиаудар по объектам иранской ядерной программы? Этот вопрос вышел из разряда теоретических и внезапно стал активно обсуждаться на вполне серьезном уровне.
После того, как на минувшей неделе российский кабинет опубликовал программу сотрудничества с Ираном в сфере атомной энергетики, разногласия между Вашингтоном и Москвой вылились на публику.
Документ, одобренный премьер-министром Михаилом Касьяновым, предполагает поставку еще не менее пяти ядерных реакторов Ирану на протяжении ближайших 10 лет. Причем два из них будут установлены на новой АЭС в городе Ахваз, которую еще пока только предстоит начать строить, а остальные - на станции в Бушере, тоже на юге Ирана. Бушерский проект оценивается в 800 миллионов долларов и запланирован к окончательной сдаче в 2004 году.
В Москву прилетели заместитель государственного секретаря Джон Болтон и министр энергетики Спенсер Абрахам. Они будут пытаться уговорить российских чиновников не расширять, а свернуть сотрудничество с Тегераном.
Соединенные Штаты утверждают, что режим в Тегеране использует российские технологии и специалистов для поддержки работ по созданию ядерного оружия. Россияне и иранцы это отрицают. Иран - участник договора о нераспространении ядерного оружия, говорят они, а бушерский проект регулярно инспектирует Международное агентство по атомной энергии.
В то же время Иран не скрывает своей программы по созданию баллистических ракет дальнего радиуса действия (традиционных носителей ядерного оружия) и не дает официальных гарантий того, что отработанное ядерное топливо из Бушера будет возвращено в Россию. Американцы подозревают, что оно может быть использовано для получения плутония, необходимого для ядерной бомбы.
Пока Москва и Вашингтон не могут договориться. Президенты Буш и Путин в мае этого года так и не смогли достигнуть компромисса. Сейчас в дипломатических кругах в Москве обсуждается возможность торга между Кремлем и Белым домом, в частности идея одного из влиятельных советников президента Буша Ричарда Перла списать России почти 40 миллиардов советского долга в обмен на полный отказ от сотрудничества с Ираном.
Есть и другие версии: Америка может согласиться на поставки обычных российских вооружений в Иран (кроме открыто наступательных) в обмен на более жесткий контроль за бушерским проектом и гарантии вывоза ядерного топлива из Ирана.
В то же время в минувший понедельник "Вашингтон пост" опубликовала статью, в которой прямо говорится, что администрация Буша всерьез рассматривает возможность военной акции против Ирана. Аналогичная информация поступает и из Израиля, который в 1981 году уничтожил иракский ядерный реактор под Багдадом до того, как в него было загружено ядерное топливо. Сегодня считается, что это стало фатальным ударом по ядерным амбициям Саддама Хусейна.
В мае этого года один из высокопоставленных американских представителей в Европе говорил мне о возможности такого развития событий в отношении Ирана. Тогда же на встрече с узким кругом экспертов в Москве, накануне саммита Россяи-США заместитель госсекретаря Джон Болтон сказал: "Мы не администрация Клинтона. Мы обязательно предпримем что-то против Ирана".
Возможные осложнения
Последствия подобной акции трудно предсказать. Во-первых, это способно окончательно надломить отношения Америки с Европой и подорвать наметившееся тесное сотрудничество с Россией.
Во-вторых, Иран воспримет подобную акцию как объявление войны и способен пойти на серьезное обострение ситуации - например, закрыть Ормузский пролив, прервав поставки нефти из Персидского залива, или обстрелять американскую эскадру, несущую вахту в его водах. Это может означать полномасштабную войну на Ближнем Востоке.
В-третьих, иранская военная ядерная программа рассредоточена по десяткам объектов и от удара по Бушеру может пострадать не особенно сильно. С другой стороны, по мнению многих специалистов, не позднее чем через пять лет тегеранский режим уже не будет нуждаться в иностранной помощи для создания ядерного оружия и баллистических ракет.
Этого не намерены допустить ни американцы, ни израильтяне. Президент Буш, провозгласивший доктрину превентивного удара по странам так называемой "оси зла", вынужден будет следовать ее логике, рискуя иначе потерять лицо. Впрочем, пока сторонников удара по Ирану в администрации меньше, чем противников. Кроме того, количество утечек в прессу о возможности авиаударов может оказаться попыткой администрации оказать нажим на Тегеран.
Кстати, с дипломатической точки зрения Израилю нанести авиаудар по Ирану было бы несколько легче, чем Америке. В Вашингтоне в этом случае могли бы дистанцироваться от этой акции (как сделала администрация Рейгана в 1981 году). Израиль, по мнению экспертов, обладает почти двумя сотнями ядерных зарядов и средствами их доставки, так что едва ли Ирану, официально провозглашающему себя врагом Израиля, удастся ответить на подобную акцию.
Если Москва в ближайшее время не пойдет на сворачивание программы сотрудничества с Тегераном и бушерская АЭС начнет готовиться к загрузке топлива, то военная акция против Ирана может стать неизбежной.