дружба Бахтияр Ахмедханов
В течение всей недели российско-турецкие отношения ухудшались по нарастающей.
Вчера Москва потребовала от Анкары закрыть представительство чеченских сепаратистов в Турции, а российский посол в этой стране Александр Лебедев обвинил турецкие СМИ в лицемерии.
В своем заявлении объемом в пять страниц Лебедев говорит о том, что, освещая драму с захватом заложников в Москве, турецкая пресса в основном критиковала действия российских властей. По мнению посла, чеченский конфликт освещается в Турции совершенно под другим углом зрения, нежели борьба турецких властей с собственными сепаратистами - курдами.
Reuters приводит цитату из заявления Александра Лебедева (дается в обратном переводе. - Б.А.): "Газеты и телевидение рассказывают о жестокости российских военных в Чечне, совершенно игнорируя при этом головы, отрезанные чеченскими и арабскими бандитами. Что это - случайность? Или враждебность турок к России имеет генетический характер?"
По состоянию на вчерашний вечер в российском МИД все еще ждали ответа из Анкары на требование закрыть чеченское представительство в Турции. Вчера же влиятельная турецкая газета Milliyet со ссылкой на близкие к правительству источники сообщила, что ответ на российскую ноту будет звучать примерно так: никакого чеченского представительства в Турции нет, и мы считаем, что причин, способных повлиять на отношения между нашими странами, не существует.
Вместе с тем, констатирует Milliyet, ситуация достаточно непростая. В Турции нет официального чеченского представительства, но существует множество северокавказских благотворительных и культурных обществ. Граждане страны, имеющие кавказское происхождение, в основной массе действительно симпатизируют чеченцам, которых не считают террористами. При этом Турция - активный участник антитеррористической коалиции и ближайший союзник США, которые, к слову, признают связь между чеченскими боевиками и "Аль Каедой". С учетом всего этого турецким дипломатам придется очень нелегко - и в нынешней ситуации, и в будущем.
По данным "Времени МН", общее число турецких граждан, этнически связанных с Северным Кавказом, достигает 2,5 миллиона человек (по другой информации, их около 5 миллионов). В основном это потомки эмигрантов, покинувших Россию после Кавказской войны середины XIX века, и тех, кто не вернулся после окончания Великой Отечественной. Немало в Турции и беженцев последних лет - в основном из Чечни. При этом многие турки кавказского происхождения занимают в стране видное положение: среди них есть военачальники, руководители спецслужб, сенаторы и крупные бизнесмены.
Кошка, пробежавшая между двумя странами, далеко не первая и, скорее всего, не последняя. Турция неизменно и на протяжении долгого времени обвиняла Москву в поддержке повстанцев из Рабочей партии Курдистана, которые десятилетиями вели войну, унесшую более 30 тысяч жизней. И уж совсем с незапамятных времен продолжается российско-турецкое соперничество за влияние на Кавказе и в Центральной Азии.