ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО КОНКРЕТНОЕ
Визит Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в Туркменистан подтвердил, что в регионе Ашхабад был и остается одним из наиболее последовательных сторонников ООНовского подхода к происходящим здесь процессам. Это относится и к общей ситуации в регионе, и к положению в Афганистане, и к каспийской проблематике, и, не в последнюю очередь, к внутриполитическим процедурам.
Здесь будет, пожалуй, уместным привести цитату из выступления Кофи Аннана в ходе встречи с президентом Сапармуратом Ниязовым 23 октября: «мне ходелось бы отдать должное нейтральной политике Туркменистана, хорошим отношениям со своими соседями, а также конструктивному сотрудничеству с остальным миром, единодушно признавшим в своей резолюции на Генеральной Ассамблее ООН в 1995 году постоянный нейтральный статус Туркменистана. В духе этого позитивного нейтралитета Ваша страна активно внесла свой вклад в изыскание политического решения гражданской войны в Таджикистане, проведя три раунда межтаджикских переговоров здесь, в Ашхабаде, что явилось поворотным моментом в мирном процессе, в то же время предоставляя убежище тысячам таджикских беженцев. Таким же образом Туркменистан активно содействовал усилиям ООН по достижению мира в Афганистане, проведя ряд встреч афганских сторон в период, предшествующий Боннской конференции. Сегодня Туркменистан играет одну из жизненно важных ролей в качестве одного из самых важных коридоров по обеспечению столь необходимой афганскому народу гуманитарной помощи. Четкая приверженность Туркменистана международному порядку, доверие Организации Объединенных Наций также привело нас к осуществлению совместных превентивных действий с целью снижения напряженности по чувствительным вопросам, как то по вопросу разделения Каспийского моря. Позвольте мне также поздравить Вас с отменой смертной казни. Действуя подобным образом, Ваша страна не только отвечает ожиданиям ООН и других организаций, подобно как Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, но также сделала фундаментальный шаг в сторону укрепления уважения прав человека и человеческого достоинства».
При всех погрешностях русского перевода слова Кофи Аннана не оставляют повода для каких-либо иных толкований, кроме одного - ООН и Туркменистан сегодня преследуют общие цели и движутся в направлении их реализации с одних и тех же мировоззренческих позиций. Не случайно президент Ниязов заявил на переговорах о том, что нейтральный Туркменистан (с ударением на первом слове) является «детищем ООН». И дело здесь не только в упомянутой резолюции 1995 года, а в том, что политика Ашхабада в регионе сегодня объективно является как бы продолжением и дополнением общей стратегии ООН в глобальном масштабе, в основе которой все те же старые и проверенные категории - мир, стабильность, безопасность. Без которых невозможно говорить о серьезных достижениях на тех или иных направлениях социального, экономического или культурного развития народов.
Здесь необходимо отметить следующее: внешняя политика Туркменистана имеет ярко выраженную региональную направленность. Ашхабад не примеривает на себя глобалистские одежды, а действует с учетом объективных геополитических реальностей, своего ресурсного потенциала, особенностей исторического и этнокультурного развития, будучи убежденным, что именно на региональном уровне он способен вносить свой конструктивный вклад в дело мира, добрососедства, стабильности и процветания. Отсюда -неприемлемость Туркменистаном для себя позиции стороннего наблюдателя за деятельностью ООН, пусть даже благосклонного, активная дипломатическая работа по приданию ООН большей действенности, расширению ее политической роли и влияния в мире. По мнению президента Ниязова «ООН является не только трибуной, с которой государства имеют возможность излагать свои взгляды по тем или иным волнующим их вопросам. ООН призвана и должна стать главным и неподменяемым механизмом в обеспечении всеобъемлющего мира и безопасности, высшей международной инстанцией при разрешении возникающих споров и конфликтов, а Устав ООН, основанный на идеалах мира, гуманизма, равноправия, уважения суверенных прав народов и государств - фундаментом мироустройства XXI века». И если любая страна, разделяющая эти принципы и осознающая собственную ответственность за их воплощение, делает хоть что-то конкретное в данном направлении - это уже является немалым подспорьем ООН, о любви и уважении к которой так охотно говорят с высоких трибун.
Сергей РЕБРОВ.