сменой караула Парламентские выборы в Турции, назначенные на 3 ноября, могут принести много неожиданностей
Надежда Спиридонова
Плакаты партии Эджевита можно видеть в Стамбуле повсюду. Но Эджевит уйдет с политической сцены Фото АП Выборы состоятся на полтора года ранее намеченного срока, что стало следствием разразившегося правительственного кризиса.
В начале этого года работа правительства, возглавляемого нынешним премьер-министром Бюлентом Эджевитом, фактически оказалась парализованной из-за резко пошатнувшегося здоровья премьера. Многие министры поспешили покинуть свои посты, а бывший глава турецкого МИД Исмаил Джем сумел даже организовать собственную Партию новой Турции.
Долгие годы страну лихорадила постоянная чехарда со сменой правительств. Военные, как гаранты стабильности в Турции, каждый раз были вынуждены вмешиваться, чтобы по-своему откорректировать "зарывавшихся" премьеров. В этой связи следует отметить, что распавшееся правительство было самым стабильным за последние годы. И это - заслуга Эджевита, который за 45 лет своей политической карьеры сумел найти общий язык с генералами. 77-летнему премьеру удалось создать коалиционный исполнительный орган, куда наряду с возглавляемой им самим Демократической левой партией (ДЛП) вошли лидеры двух других, абсолютно отличных по своим позициям: Месут Йылмаз - глава Партии Отечества (ПО) и председатель местных ультра Давлет Бахчели от Партии националистического движения (ПНД) (в России она более известна как партия "серых волков", успевшая отметиться своей прямой поддержкой чеченских боевиков).
С деятельностью Эджевита (он возглавлял правительство три раза) связаны многие крупные события в новейшей истории Турции. Вот лишь некоторые из них: рабочие получили право на забастовки, крестьяне - земельную реформу, в 1974 году Турция захватила часть Кипра, в 1999 году был арестован лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Оджалан. И, наконец, мусульманская Турция добилась включения в список кандидатов для вступления в Европейский союз.
Однако де-факто сегодня непотопляемый Эджевит просто физически не имеет сил выполнять возложенные на него функции по управлению страной. Аналитики отмечают, что и ДЛП, лишившаяся своего лидера, по всей видимости, даже не сумеет преодолеть установленный для прохождения в парламент 10-процентный барьер. Поэтому, по сути, предвыборные митинги этой партии превратились в проводы патриарха политической элиты.
Однако кто же придет на смену старой гвардии? На этот вопрос ответа пока нет. Предстоящие выборы в Турции уже окрестили "русской рулеткой". Все ждут сюрпризов. Среди наблюдателей все же преобладает мнение, что наибольшее количество голосов наберет не так давно созданная Партия исламской справедливости и развития (ПИСР), возглавляемая Реджепом Таипом Эрдоганом и идущая под лозунгом борьбы с коррупцией. Финансируют же ее умеренные исламисты-бизнесмены.
Деликатность момента состоит в том, что не так давно между генералами - реальными хозяевами страны и исламистами складывались непростые отношения. Военные в 1998 г. были вынуждены вывести на улицы городов танки, а правительство исламиста Наджметтина Эрбакана получило отставку.
Турецкую элиту эти потрясения не на шутку встревожили. Особенно она опасалась негативной реакции со стороны ЕС и США. И вот председатель Фонда экономического развития Мерал Уезгин Эриш сделала заявление: "Европейский союз не считает, что приход ПИСР к власти может негативно сказаться на процессе взаимодействия Турции и ЕС".
Есть еще один очень важный момент, который увеличивает шансы на победу "новых турецких исламистов". Из информированных источников "Времени МН" стало известно, что к ПИСР благосклонно относится Вашингтон. В Белом доме посчитали, что соседние арабские страны будут приветствовать победу Эрдогана. А это, в свою очередь, поможет смягчить позицию арабов по поводу будущего Ирака. США также надеются, что турецкие исламисты посодействуют им и в "работе" на Кавказе.
Второе место по числу набранных голосов наблюдатели отдают Республиканской народной партии (РНП) Дениза Байкала. Ей прочат до 17% голосов, тогда как ПИСР - более 30%. РНП еще называют социал-демократической или партией левых центристов. Прародителем ее считается основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Число ее сторонников увеличилось после того, как в партию вошел Кемаль Дервиш - архитектор пакта, заключенного между Турцией и МВФ и рассматриваемый местными финансовыми структурами как гарант стабильности в тяжелый для экономики момент.
Аналитики полагают, что 10-процентный барьер сможет преодолеть и Партия Отечества (ПО) нынешнего вице-премьера Месута Йылмаза. ПО связывают с именем бывшего президента страны Тургута Озала, умершего при невыясненных обстоятельствах и пытавшегося провести в стране демократические преобразования. Партию поддерживает государственный капитал, в частности основные вливания она получает от Национального банка Турции.
Многолетнему же оппоненту главы ПО Тансу Чиллер, которую прозвали "розой Востока", и ее партии, по всей видимости, не удастся преодолеть заветный рубеж.
Говоря о "серых лошадках", нельзя не отметить, что полной неожиданностью для многих стало появление на политической сцене Партии молодежи. Она была создана лишь несколько месяцев назад медиамагнатом Джемом Узаном, владеющим холдингом Star-TV. И уже сегодня ей прочат до 13% голосов. Eе предвыборная кампания, идущая под лозунгами критики МВФ и необходимости поддержки обнищавшего населения, признана наиболее успешной.
Турецкие политики ко всему прочему оказались большими шутниками. Так, лидер маленькой Партии либеральных демократов пообещал в случае своей победы отменить в футболе положение "вне игры". А Партия молодежи посулила одарить каждую семью 200 кв. метрами жилья.
Как бы то ни было, результаты предстоящих выборов в Турецкой Республике чрезвычайно важны для России. Как показали последние события с захватом заложников в Москве, в Турции многие приветствовали действия боевиков. Если шовинистически настроенные лидеры политических партий добьются успеха, то это может привести к обострению российско-турецких отношений.