Туркменские перевертыши Александр КОНСТАНТИНОВ, "Гудок"
На днях первый заместитель главы МИД России Валерий Лощинин в телефонном разговоре с министром иностранных дел Туркмении Рашидом Мередовым выразил «серьезную обеспокоенность односторонними и поспешными действиями туркменской стороны в связи с прекращением действия соглашения о двойном гражданстве».
Накануне в МИД РФ был приглашен посол Туркменистана в Москве, которому была также высказана «серьезная обеспокоенность односторонними и поспешными действиями» туркменской стороны в отношении данного протокола.
Что же скрывается за эзоповыми фразами дипломатического протокола?
Речь идет об односторонней отмене туркменским лидером Ниязовым двойного гражданства для русскоязычных жителей этой азиатской республики. Русское население поставлено перед выбором: либо становиться исключительно гражданами Туркмении, либо - иностранцами. И то и другое неприемлемо. Более того - унизительно для нас и наших соотечественников. Ведь, по сути, мы наблюдаем не что иное, как притеснение по национальному признаку. Потому что, став в одночасье туркменским подданным, наш соотечественник должен будет усвоить следующее: общение, обучение, ведение документов отныне происходят только на туркменском языке. Если тебе это не нравится, пожалуйста, оставайся российским гражданином. Но только, будь любезен, отдай свою квартиру и дом - по нынешним туркменским законам иностранцам запрещено владеть какой-либо недвижимостью в республике.
Уезжать в Россию? Это не так-то и просто. Решением «туркмена номер один» для отъезда за границу русским жителям нужна специальная выездная виза. Как происходит ее оформление - отдельная история. Хорошо, если понадобится всего месяц. К тому же для того, чтобы сдать туркменским чиновникам необходимые документы, надо отстоять многотысячную очередь, которая не расходится ни днем, ни ночью. Уже известны факты, когда отчаявшиеся люди пытались нелегально перейти границу, попасть в Узбекистан, чтобы уже оттуда поездом добраться до России. Но тут уж туркменские пограничники проявляют чудеса ловкости и сноровки и с удовольствием возвращают невольных беглецов обратно.
Цинизм ситуации заключается и в следующем неприглядном действе. Туркменская верхушка изо всех сил продавливала договор о продаже своего газа России. Продавила. Причем на выгодных для себя условиях. Уступки с нашей стороны хочется объяснить тем, что параллельно готовился к подписанию другой договор - о двойном гражданстве для русскоязычного населения в республике. И вот 10 апреля президент Туркмении Сапармурат Ниязов и Президент РФ Владимир Путин подписывают эти два документа, а уже 22 апреля Ниязов издает указ, лишающий русских в Туркмении элементарных гражданских прав. Страшные факты - тех, кто собирался лететь в Россию, грубо выпроваживали из готовых к вылету самолетов. Удивительно, но российское Правительство в этой ситуации предпочло более чем политкорректное молчание. Даже когда 25 апреля у российского посольства в Ашхабаде собралась возмущенная толпа наших граждан и люди кричали о предательстве - не последовало никакой мало-мальски серьезной реакции.
Что же дальше? Не хотелось бы верить, что все ограничится телефонными разговорами заместителей министров иностранных дел. Тем более у нас в этой ситуации есть очень даже весомый аргумент - все тот же газ, который Туркмения может продавать европейским потребителям исключительно через наш газопровод. К тому же внешний долг Туркмении в два с половиной раза больше золотовалютных запасов - так что без долларов, которые мы должны заплатить за туркменский газ, Ниязову придется ох как туго. Надо полагать, малейший намек на возможное приостановление газового проекта заставил бы его по-иному смотреть на положение русскоязычного населения в своей Туркмении. Но увы.
Особый разговор вообще о выгодности этого проекта. За сделкой маячит массивная фигура «Газпрома». И вот что странно - наш газовый гигант предлагал покупать газ по 36 долларов за тысячу кубометров. Ниязов запросил 44 доллара. И получил их. При этом следует учесть, что себестоимость добычи туркменского газа - 15 долларов. Иными словами, с каждого кубометра Туркмения получит от России 29 долларов чистой прибыли. За три года (а именно на этот срок рассчитан контракт) набегает 700 с лишним миллионов долларов.
А что же получает Россия? Конкретно ответить на этот вопрос очень непросто. Судя по всему, в барышах остается только «Газпром». По соглашению с Ниязовым в те же ближайшие три года наши газовики получат 23 миллиарда кубометров газа. Это сырье предназначено исключительно для перепродажи в Европу. Примерная прибыль составит около 400 миллионов долларов. Получается, те, кто готовил сделку от имени государства, на самом деле думали только о прибылях и выгодах «Газпрома».
Более того, и о прибылях от продажи туркменского газа думать-то пока рано. Ведь пока что все эти кубометры и миллионы видны только на бумаге. Дело в том, что для добычи и переправки на запад миллиардов кубометров туркменского сырья Россия должна будет модернизировать всю газотранспортную систему Туркменистана. На это потребуются миллиарды наших с вами бюджетных долларов. К тому же, если завтра кто-нибудь из мировых лидеров пообещает Ниязову построить новый газопровод, тот, не задумываясь, разорвет и этот «контракт века».
Так, может быть, сомнительным прибылям предпочесть интересы соотечественников в оказавшейся вдруг враждебной для них республике? Ведь, честное слово, смешно надеяться на то, что эта ситуация как-то утрясется сама собой. Однако пока что российское руководство ограничивается выражением «особой озабоченности». Единственное, на что решился наш МИД, так это на заявление о том, что «все это может иметь далеко идущие последствия, в том числе и в международном плане». «Может» и «будет иметь» - два совершенно разных понятия.