СТИХИ И ПРОЗА САПАРМУРАТА НИЯЗОВА Георгий Ковалев, "Политком.ru"
В минувший понедельник на заседании кабинета министров президент Туркменистана Ниязов разразился критикой в адрес российских СМИ, которые в последнее время в открытой форме предпринимают попытки "дискредитировать политику Туркменистана, причем в самой непристойной форме, несовместимой с нормами международного этикета". Главе государства вторит и туркменский МИД, официальные представители которого фактически поставили под сомнение дееспособность властей России.
"Если компетентные органы РФ не в состоянии осуществить исполнение законов в своем государстве, то в этом случае возникает вопрос о том, насколько они могут осуществить функционирование государственной власти в стране". Такие резкие пассажи со стороны Туркменбаши появились в связи с тем, что на страницах российской прессы после подписания российско-туркменского соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли стали появляться материалы, разоблачающие дискриминационную политику Туркменистана по отношению к гражданам России, имеющим второе (туркменское) гражданство.
Дееспособность власти в Туркмении мало кто ставит под сомнение, ведь вся она сосредоточена в руках "отца туркменского народа", мудрость которого прославляется не только в народных массах и государственных СМИ, но и в творениях самого Ниязова. Уж если Туркменбаши у себя на родине дошел до того, что уже стихами объясняет причины отставки с должности начальника генерального штаба вооруженных сил Туркмении, то в адрес власть предержащих в России, которые не могут обуздать какие-то там СМИ, нужно использовать прозу, причем в ее наиболее жесткой форме.
И действительно, если следовать логике президента Туркменистана, российская власть после подписания столь экономически удачного для нее соглашения должна была запретить представителям отечественной прессы писать что-либо порочащее о режиме Туркменбаши. Тем более что параллельно с этим соглашением российской стороной был подписан протокол к соглашению о двойном гражданстве, фактически ликвидировавший этот институт в российско-туркменских отношениях.
По сути, сейчас российская сторона пожинает апрельские плоды своей политики в отношении Туркменистана. Тогда для России приоритетом было не положение своих соотечественников в республике Туркменистан, но загрузка газопровода Средняя Азия - Центр в ближайшие десятилетия. Для Туркменбаши же ключевой задачей являлось еще большая консервация сложившегося в стране политического режима. Отмена двойного гражданства и подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности стали теми условиями, при выполнении которых Ниязов был готов пойти на уступки России в газовом вопросе.
Стоит напомнить, что 22 апреля Ниязов подписал указ "Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией". В соответствии с этим указом проживающие в республике граждане Туркменистана, которые по соглашению между Туркменией и Россией от 1993 года получили российское гражданство, в течение двух месяцев обязаны выбрать, гражданами какого из двух государств они являются. О принятом ими решении необходимо сообщить в соответствующие органы, иначе автоматически им будет оставлено лишь туркменское гражданство, если они проживают на территории Туркменистана. Если же обладатели двойного гражданства на данный момент проживают за пределами страны и не сообщат в установленные сроки о своем решении, то они попросту будут лишены туркменского гражданства.
Вполне логично, что теперь "отец всех туркмен" требует от российской стороны исполнения взятых на себя обязательств, причем подводит под свои требования ряд крайне сомнительных оснований. По информации МИДа Туркменистана, на сегодняшний день в стране находится всего лишь 47 человек, имеющих двойное гражданство. Эти данные якобы выверены, ибо "паспорта в Туркменистана выдавались только по указу президента страны на основании решения государственной комиссии".
Таким образом, очевидно, что формальной причиной конфликта в вопросе о двойном гражданстве явилась правоприменительная практика, ведь в отличие от Туркменистана в России паспорта выдаются загранучреждениями и региональными паспортными службами страны. Дабы разрешить эту правовую коллизию, МИД Туркмении на прошлой неделе предложил создать туркмено-российскую межправительственную комиссию, главной задачей которой должно стать "доскональное изучение всех вопросов, связанных с урегулированием двойного гражданства, и в первую очередь выяснение правомерности выдачи паспортов".
Скорее всего, это предложение внешнеполитического ведомства Туркменистана является не более чем попыткой легитимировать тот процесс, основание которому было положено 10 апреля 2003 года. На это же направлены инициативы Туркменбаши по внесению дополнений в конституцию Туркменистана. Критика же Ниязова в адрес российских властей и СМИ не более чем попытка придать импульс дискриминационной политике по отношению к русским. Москва, как представляется, просто не имеет право закрыть на подобные действия глаза, ибо это противоречит основным положениям национальной политики России. В результате придется выбирать между не столь уж и выгодным, по мнению некоторых экспертов, соглашением в газовой отрасли и поддержкой бывших соотечественников в странах СНГ.
18.06.03