О ГАЗЕ, ЛЮДЯХ И ПОВЫШЕНИИ РЕЙТИНГА ГАЗЕТА «ТРИБУНА» - О МЕТОДАХ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ
Ну вот дожили мы и до рабовладельческого строя. Такой вывод можно сделать, познакомившись с некоторыми комментариями на вполне рядовой факт международной жизни. Подписание 10 апреля ряда соглашений между Россией и Туркменистаном, в том числе и в энергетической сфере, трактуется с детской непосредственностью: в Кремле людей поменяли на газ. Так пояснил общественности один политик средней руки. О чем и сообщил в телепередаче, посвященной взаимоотношениям России со среднеазиатским соседом. И назвал это «началом рабовладельческого строя».
Вообще-то вопрос поначалу ставился верно: должна ли Россия защищать своих граждан, где бы они ни обитали, в том числе и за пределами родины, в том числе и в Туркменистане? Почему именно об этом государстве зашел разговор? Да очень просто: до недавних пор только Туркмения из всех стран СНГ допускала институт двойного гражданства. То есть можешь, проживая в этой среднеазиатской стране и являясь ее гражданином, в то же время обладать российским паспортом со всеми правами и обязанностями гражданина РФ. И наоборот.
Во время апрельского визита лидера Туркменистана Сапармурата Ниязова в Москву решено было по обоюдной договоренности, обусловленной рядом причин, от такого положения отказаться. Что поначалу не вызвало особой реакции ни у общественности, ни у граждан, ни у самих депутатов. Мало ли какие законы и договоренности приходится пересматривать, согласуясь с прозой жизни.
Одного не учли высокие договаривающиеся стороны: на Россию надвигаются выборы. Это такое время, когда каждому избираемому лицу надо чаще мельтешить на телеэкранах, звучать по радио, выступать со статьями в газетах, чтобы денно и нощно обращать на себя внимание. Иначе пролетишь мимо предвыборного списка, не попадешь ни в губернаторы, ни в мэры, ни в Госдуму.
Вот и вспомнился весьма кстати недавний визит туркменской делегации в Москву. Тем более что Ашхабад проявил явное нетерпение в желании устранить институт двойного гражданства уже к 22 июня в соответствии с президентским указом. С чем российская сторона не согласилась. Что делают в таких случаях во всем мире? Ищут согласия за столом переговоров. Так проще всего решить любую проблему. Как-никак третье тысячелетие на дворе, силовые методы не в почете.
Что делают в таких случаях многие российские политики? Нарабатывают на проблеме собственный имидж. Рвутся в бой, конечно, словесный, навешивают противнику хлесткие ярлыки и обидные сравнения, бывает, разглядывают за событийной канвой такие хитрые замыслы, что и в страшном сне не приснится.
Вот за подписанными в апреле документами один из спецов пиара и разглядел «имиджевую катастрофу» президента Путина. Странно только, что после этакой-то моральной катастрофы на приглашение Владимира Владимировича в юбилейный Санкт-Петербург с благодарностью откликнулись больше четырех десятков глав государств, начиная с лидеров ведущих мировых держав. Все в порядке, значит, с имиджем у нашего президента, которого признают и уважают повсеместно.
А другой знаток энергетических проблем углядел за визитом Туркменбаши еще более тонкую хитрость. Мол, Россия никак не могла уломать Туркменистан продавать ей газ подешевле. А как увязала в единый пакет газовые проблемы с соглашением отказаться от двойного гражданства, так и цены на туркменское топливо снизились. Посему договор так и называют: «Газ в обмен на людей». То есть на российских граждан, которые стали заложниками такой политики в Туркменистане. Ну, а расчетливому «Газпрому» никого не жалко, были бы барыши:
Трудно представить бoльшую галиматью с претензией на политико-экономическую истину. Впрочем, стоит ли удивляться, если можно услышать из уст некоторых депутатов Госдумы, солидных экспертов, политологов определения вроде уже прозвучавших с разных трибун и с телеэкранов: «Чурки с глазами», «Их надо изолировать», «Устроить им экзекуцию» и прочая, и прочая. И это - об основах внешней политики великой страны по отношению к соседу по Содружеству?
На всякий случай сверимся с апрельскими кремлевскими протоколами. Да нет, обычные договорные дела: Туркмения поставляет России газ в течение 25 лет не в обмен на судьбы людей, а на звонкую монету и на участие российского «Газпрома» в реконструкции газотранспортных мощностей соседа. Тем более что в бытность Союза система была единым технико-технологическим комплексом. Туркмения, кстати, поставляет газ и Украине. Но никто за это Украину не упрекает: бизнес, господа!
Да разве кто-то спорит с тем, что российские власти, та же Госдума РФ, обязаны отстаивать интересы наших соотечественников в той же Центральной Азии? Вопрос только в том, какие при этом методы и инструменты использовать. Размахивать дубиной, возможно, и популярно в среде национал-патриотов, но люди официальные должны быть проводниками взвешенной и конструктивной политики. Тем более, что по-настоящему серьезных достижений на столь тонком и чувствительном направлении, каковым является пространство СНГ, у нас гораздо меньше, чем неудач.
Вспомним о Грузии, весьма преуспевшей в своем стремлении оказаться под крылом НАТО и которую теперь с Россией соединяет разве что газопровод - нить, как выяснилось, более прочная, чем политические договоренности. Можно заниматься самообманом относительно того, что американцы пришли в Киргизию и Узбекистан временно и только для того, чтобы разобраться с афганскими террористами. Можно закрыть глаза на то, что вопрос о том, кому в будущем стать преемником власти в Азербайджане и кто имеет право снабжать энергоносителями Закавказье, решается далеко на Западе. Можно сделать вид, будто не существует проблем в деле совместной охраны границы Таджикистана с Афганистаном, поток наркотиков через которую не только не сокращается, но, наоборот, нарастает:
Если присмотреться внимательнее, то за стремлением ряда наших российских политиков разыграть среднеазиатскую карту можно увидеть лишь личные амбиции. Конечно, не обошлось без «зацепок», которые наши соседи сами же и предоставили российским сторонникам внешнеполитического вектора силы.
Безусловно, Ашхабад проявил неуважительность к Москве, не дождавшись ратификации Госдумой РФ протокола о выходе из соглашения о двойном гражданстве. Но разве это веские основания для того, чтобы не мудрствуя лукаво звать на политические баррикады? Как это делают вместе с некоторыми депутатами завсегдатаи всяческих ток-шоу. Разве нельзя проявить переговорную терпеливость, каковую Москва, например, блестяще демонстрирует в своей работе с Минском или Киевом?
Тем же, кому отказывает хладнокровие, можно напомнить о том, что народные избранники пока решили, мягко говоря, далеко не все проблемы внутри России. А насчет внешнеполитической деятельности - лучше уж пусть на этом направлении работают дипломаты МИД РФ. У них это получается более профессионально.
Виктор БЕРДЫЕВ. Журналист.
Газета «ТРИБУНА» (Россия), 19.06.2003 г.