Россия ставит на таджиков Владимир Скосырев, Время МН
СБ ООН обсудил положение в Афганистане. Итог дискуссии безрадостный. Треть страны неподконтрольна ООН. Афганистан остается основным поставщиком опиума в мире.
Впрочем, гуманитарные организации, работающие в Афганистане, в открытом письме, направленном Совету Безопасности, рисуют еще более тревожную картину. Как говорится в документе, подписанном представителями 80 таких агентств, ситуация за пределами Кабула настолько ухудшилась, что многие афганцы с ностальгией вспоминают о "лучших днях", когда государством управлял "Талибан". Во многие районы сотрудникам ООН и зарубежных организаций, оказывающих помощь, просто опасно показываться. Там гражданские лица, принадлежащие к одной этнической группе, подвергаются преследованиям со стороны другой этнической группы или племенных вождей, отмечается в письме.
Эти новоявленные султаны не препятствуют выращиванию опиумного мака, тогда как талибам удалось добиться сокращения производства. К тому же остатки недобитых американцами вооруженных талибов и "Аль Каеды" нашли убежище в граничащих с Пакистаном районах, частично восстановили боеспособность и стали обстреливать американские патрули. Словом, сегодня Афганистан в не меньшей степени, чем Ирак, может служить символом неспособности американцев довести до конца успешно начатую вооруженную интервенцию.
Гуманитарные организации видят выход в том, чтобы увеличить контингент международных миротворческих сил. В настоящее время он насчитывает 4,6 тыс. солдат. Руководствуясь мандатом ООН, они несут службу в столице и ее окрестностях. Помимо этого, американский "экспедиционный корпус" численностью примерно 12 тыс. штыков проводит в провинциях боевые операции с целью обнаружить и уничтожить экстремистские группировки. В августе руководство миротворцами возьмет на себя НАТО. По идее, благодаря этому они смогут более эффективно обеспечивать безопасность.
Россия в не меньшей степени, чем Запад, встревожена отсутствием стабильности в Афганистане. Поэтому, как видно из заявления министра обороны Сергея Иванова, она окажет техническую и тыловую поддержку натовским войскам. Сейчас как раз ведутся переговоры об их переброске по воздуху через территорию России. Возможно, что перевозить солдат и боевую технику будут российские "Русланы".
Таким образом, по крайней мере, на афганском направлении партнерство между Россией и альянсом не осталось лозунгом, лишенным конкретного содержания. Однако это не означает, что Москва полностью согласна с линией, которой придерживается Запад. США и другие члены НАТО оказывают нажим на афганского президента Хамида Карзая с тем, чтобы он урезал полномочия таджикской "фракции" в министерстве обороны. Речь, в частности, идет о том, чтобы сместить с поста главы военного ведомства таджика Мохаммеда Фахима. Зам. генсека ООН по миротворческим операциям Жан-Мари Геено утверждает, что, пока афганцы не убедятся, что министерство вышло из-под влияния одной "фракции", они не станут добровольно сдавать оружие, оставшееся со времени талибов.
Но таджики были главной опорой Северного альянса, противостоявшего талибам. И вооружала их Россия. Поэтому курс на уменьшение роли наших союзников в афганском правительстве натолкнется на противодействие Москвы.