В Туркмении захватывают временно опустевшие дома
В период с 22 апреля по 22 июня в стране по негласному указанию президента Сапармурада Ниязова были созданы комиссии, которые занимались обходом квартир и домов.
Под видом представителей горгаза, пожарной службы, домоуправления, мэрии, члены комиссии проходили в квартиры и проверяли состояние газовых плит, наличие незаконных газовых установок, каминов и т. д., а также просили предъявить документы на квартиру.
Комиссары «газовых сетей» заодно выясняли, кто проживает в квартире и проживает ли вообще; государственная ли это квартира или приватизированная; если государственная, то живут ли в ней хозяева; кому она принадлежит и не сдается ли квартирантам. Если выяснялось, что государственная квартира пустует хотя бы три дня, то ее немедленно передавали в ведение местных властей и тут же заселяли новыми жильцами.
Как в советские времена сейчас в Туркмении в каждом многоквартирном доме имеются так называемые агенты, следящие за квартирами и периодически информирующие государственные органы о том, что там происходит, как часто и надолго хозяева отлучаются из дома. В обязанности подобных комиссий входило и выявление имеющих двойное гражданство русских и русскоязычных граждан, настроенных на отъезд. Далеко не каждая русскоязычная семья покидала Туркмению полным составом, кто-то из членов семьи временно оставался, чтобы закончить дела с продажей имущества и квартиры. Такие люди подпадали под особый надзор.
Сообщения о захвате квартир в Ашхабаде отражают результаты работы подобных комиссий, а также агентов, дававших сведения в правоохранительные органы. Речь идет о случаях, когда глава семьи отвозил жену, детей и других родственников на новое место жительства в Россию, возвращался и обнаруживал, что его квартира занята.
До недавнего времени было немало и таких людей, которые, обладая двумя паспортами, проживали и там, и здесь. То есть они были уже россиянами, но и не жгли мосты в Туркмении, периодически наведываясь сюда. Как правило, это те, кто смог хорошо устроиться в России, добился хорошей пенсии, но жить предпочитал в привычных теплых краях. Этим людям помогли определиться с окончательным выбором - где жить, в отмеренный Ниязовым двухмесячный срок. Скорее всего, квартиры отнимали как раз у тех людей, кто, вопреки воле Туркменбаши, попытался оставить за собой право жить и там, и здесь. Однако у русскоязычных теперь должно быть только одно право: остаться навсегда здесь или уехать отсюда, но опять же навсегда. Альтернативы нет.
Петр ТУЛЯГАНОВ, Туркмения Информационное агентство ПРИМА