CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazeta.kz

Нефтяной передел

1 июля 2003

01.07.2003

Нефтяной передел

Дмитрий Корнеев, специально для Gazeta.kz

Недавно Президент Н. Назарбаев заявил, что в ближайшее время Казахстан перейдет к новым принципам при освоении нефтяных месторождений. Речь идет о создании совместных предприятий и введении нефтяного налога, взамен применявшегося ранее соглашения о разделе продукции, которое доминировало практически во всех нефтяных контрактах, заключенных с начала массированного освоения запасов Прикаспия.

Заявление Н.Назарбаева - знаковое, поскольку свидетельствует о серьезных изменениях во всей нефтегазовой политике страны. И объясняется это многими факторами, важнейшим из которых является необходимость резкого увеличения государственных доходов для решения огромных социально-экономических программ развития страны, разработанных на период до 2015-2030 года.

То, что решению этому предшествовали долгие и весьма ожесточенные дискуссии, свидетельствует о серьезном столкновении интересов различных финансовых и политических структур. Идеолгия перемен, предложенная министром финансов З. Какимжановым исходит из того, что Казахстан перерос "подростковые" рамки, в которые его изначально ставили крупные стратегические инвесторы, претендовавшие на казахстанскую нефть. Принцип младшего партнера, ученика, принцип "инвесторы - любой ценой!", пусть даже и ценой немалого ущерба для своих собственных доходов, доминировавшие в подходах всех составов Кабинетов Министров еще с начала 90-х годов, постепенно изжил себя. За десять-двенадцать лет Казахстан стал достаточно стабильной, предсказуемой страной, с прочной финансовой и хорошо разработанной налоговой системой, с либеральным законодательством и политической стабильностью. Теперь для привлечения инвесторов не требуется создавать каких-то исключительных, эксклюзивных условий, теряя при этом возможные солидные поступления в бюджет.

Соглашение о разделе продукции, как правило, заключается в тех странах, где риски финансовых вложений высоки и которые еще неуверенно чувствуют себя на мировом нефтяном рынке. Его основной принцип заключается в том, что нефтяной компании, взявшейся освоить конкретное нефтяное месторождение, позволяют самой определять сумму налога, которую она будет платить в бюджет, исходя из своих затрат на добычу, транспортировку, оплату производственных расходов, конъюнктуры мировых цен на нефть, и т. д. С учетом того, что возможность проверки произведенных расходов, при существующих сегодня нефтяных контрактах, с их предельной закрытостью, была невелика, можно представить себе, какое поле деятельности для беспредельного роста затрат предоставляла такая система нефтяным компаниям!

Такая система была оправдана в период начала освоения нефтяных богатств, в период высоких рисков для инвесторов, которых только дополнительная солидная прибыль при СРП и могла привлечь в страну. Но сейчас, когда на освоение колоссальных нефтяных запасов шельфа Каспия претендуют почти все "монстры" мирового нефтяного бизнеса, оставить все как есть - было бы просто непростительной наивностью:

Примечательно, что в этой ситуации Казахстан отнюдь не собирается пересматривать все имеющиеся соглашения. Прежние контракты, в которых предусмотрен принцип СРП, с их "недемократичной" закрытостью, вызывающей такое возмущение в казахстанском Мажилисе, правительство намерено скрупулезно выполнять. Другими словами: кто пришел первым в страну, кто первым успел к нефтяному "пирогу", кто рисковал больше - тот и будет снимать все "сливки".

Система, предложенная Минфином взамен СРП, проста. Для освоения месторождения создается совместное предприятие, с участие Казахстана. Будет установлена система взимания налогов, в зависимости от мировой цены на нефть на мировом рынке в каждый определенный период. При определенном нижнем пределе такой цены, скажем, в 15 долларов за баррель, действует нулевая ставка налога, то есть он вообще не взимается. При цене в 18 долларов налог составит 10 процентов, при 20 долларов за баррель - 15 процентов, и т. д. В некоторых нефтедобывающих странах Запада такой налог с продаж достигает уровня 30 процентов. В Казахстане, с учетом удаленности его нефтяных месторождений от главных мировых потребителей, эта шкала налога будет, конечно, более либеральной. Кроме того, Минфин предлагает эту сумму налога вычитать из суммы совокупного дохода недропользователей и уже с остатка исчислять все остальные виды налоговых платежей. Такая система уже давно действует во многих странах и доказала свою эффективность, как для компаний, так и для государственной казны. Это позволит обеспечить гарантированное поступление налогов в бюджет, не увеличивая при этом производственных затрат компании, поскольку ставка налога жестко привязана к мировой цене нефти на данный момент.

Предложения Минфина поступили для обсуждения в Кабмин весной, а разрабатываться стали еще в середине прошлого года, когда стало ясно, что перспективы освоения казахстанской части нефтяного шельфа переходят в практическую плоскость. Судя по всему, Минфин получил прямое поручение на разработку такой реформируемой системы налогообложения от главы государства. И поэтому то вялое, но упорное пока сопротивление, которое находит это предложение в некоторых властных структурах, вряд ли имеет шансы на успех. Показательно, что заявление Президента о необходимости новой системы налогообложения прозвучало уже после отставки правительства И. Тасмагамбетова, а новый премьер, в своей речи при вступлении в должность, особо подчеркнул среди первостепенных задач "совершенствование деятельности нефтегазового комплекса".

За всеми этими подвижками стоят, как водится, деньги, и немалые. По планам, утвержденным правительством, уже в этом году Казахстан должен добыть 52 млн. тонн углеводородов, в основном нефти и газового конденсата. К 2005 году эта цифра возрастет до 60 млн. тонн. Естественно, что Казахстан сегодня вправе претендовать на большую долю принадлежащих ему главных природных богатств. По расчетам Минфина, переход на новую систему взимания нефтяного налога позволит в 2,5 - 3 раза увеличить поступления от этой отрасли в бюджет. По мнениям же некоторых независимых экспертов доход государства в этом случае может увеличиться еще больше - в 5-6 раз.

Что касается иностранных нефтедобывающих компаний, то они пока хранят выжидательное молчание. Во многом это объясняется, как ни странно, не экономическими, а этическими соображениями. Ведь заключенные ими десять-двенадцать лет назад контракты на нефтедобычу им настолько выгодны, что это переходит границы "хорошего тона", своеобразного "кодекса приличного поведения", принятого в мировом нефтяном сообществе. Именно поэтому эти контракты - тайна за семью печатями как от общественности, так и от весьма влиятельных, в принципе, органов власти, например, от парламента. Чувство неловкости от того, что они сегодня получают просто неприлично высокую прибыль, борется в них с понятным желанием как можно дольше пользоваться своим привилегированным положением. Времена изменились, и теперь нельзя уже безраздельно "обижать слабого", пользуясь его некомпетентностью или тяжелым положением, как это было в благословенные 50-60-е годы прошлого века - времени нефтяных флибустьеров. Можно сказать, что приемлемый для нефтяного бизнеса этический "порог справедливости" сегодня повысился, по крайней мере - для первого десятка транснациональных мировых компаний. Принцип: "Договоры нужно соблюдать" по-прежнему является основополагающим для любого бизнеса, а нефтяного в особенности. Однако впервые, пожалуй, этот принцип подвергается сомнению не только со стороны "обиженной" несправедливым контрактом стороны, но и со стороны новых, незаметно сложившихся общекорпоративных правил и внутренних этических мотивировок. Ведь глобализация - это не только экономика, она предполагает и унификацию приемлемых для всех правил поведения , в том числе - и в сфере бизнеса.

Подтверждением растущего понимания этого стал недавний неожиданный визит в Казахстан известного международного финансиста и мецената Джорджа Сороса. На одной из своих пресс-конференций миллиардер заявил, что его интерес к Казахстану обусловлен сложившейся в этой стране экономической ситуацией. Казахстан, по его словам, имеет возможность стать по-настоящему богатой страной, с учетом его колоссальных природных ресурсов и сравнительно небольшого населения. Важно правильно и справедливо распределять это принадлежащее всему обществу богатство, направляя большую часть его в развитие человеческих ресурсов и инфраструктуру. Для этого необходимы усилия по созданию и укреплению институтов открытого демократического общества и, в том числе - открытого, прозрачного ведения бизнеса, составляющего сердцевину любой общественной организации. Примечательно, что пресловутый пример британской "Бритиш Петролеум", открывшей перед всеми интересующимися информацию о своих доходах и бизнесе пока не нашел отклика у других нефтяных "тяжеловесов". По сути высказываний Сороса можно сделать вывод о наличии и борьбе в современном бизнесе двух главных тенденций: автаркической, замкнутой системы бизнеса, восходящей еще к Гоббсовому принципу "человек человеку - волк" и борьбы всех против всех, и другой - открытой вниманию и контролю общества системы бизнеса, основанной на гармонизации корпоративных, личных и социальных интересов. Только такая система, родившаяся в ходе новых исторических условий, имеет перспективу в будущем. Сорос привел в пример Сенегал, где активная разработка богатых минеральных ресурсов страны и порочная система распределения общественного богатства привела не к богатству, а к застою в экономике и политической нестабильности. А мог бы привести еще не один пример "нефтяных" стран, которым также их природное достояние не принесло счастья. Алжир, Нигерия, Венесуэла - список можно продолжить:

Каким путем пойдет Казахстан - решается сегодня. И решение это, по крайней мере сейчас, в конкретный исторический момент, почти полностью зависит от политической воли руководства государства. Страна стоит на перепутье, намеченные на осень тендеры по освоению новых шельфовых месторождений могут стать началом формирования новой системы использования главного природного достояния страны, на благо всего общества. Но могут и не стать.

gazeta.kz

Предыдущая статьяПо данным статистики, в Туркмении питаются сыто и калорийно
Следующая статьяНаркотики в Казахстане - состояние и перспективы