Интервью с первым заместителем руководителя Федеральной миграционной службы МВД Российской Федерации, членом российско-туркменской комиссии И.Б.Юнашем, опубликованное в газете «Труд» 22 июля 2003 года под заголовком «Миф о переселенцах»
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ
1682-22-07-2003
Как известно, отношения между Россией и Туркменией осложнились после того, как президент Сапармурат Ниязов подписал указ, обязывающий обладателей двойного гражданства отказаться от одного из них.
Это поставило в затруднительное положение русскоязычное население Туркмении. Российско-туркменской комиссии поручили урегулировать сложный вопрос. Консультации шли долго и трудно, позади уже три раунда переговоров, в ходе которых достигнут определенный компромисс. Продолжится переговорный процесс осенью, в сентябре - октябре.
Естественным следствием стало увеличение притока в Россию из Туркмении русских, желающих вернуться на историческую родину.
Координацию деятельности, связанной с переселением лиц, в нашей стране осуществляет Федеральная миграционная служба МВД РФ.
Корреспондент "Труда" М.Миронов встретился с первым заместителем руководителя этой службы, членом российско-туркменской комиссии Игорем ЮНАШЕМ.
Вопрос: Игорь Борисович, как функционирует представительство ФМС в Туркмении, каковы его задачи?
Ответ: Оно работает с 1996 года - после подписания соглашения между Россией и Туркменией о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев. Задачей представительства, как и всей ФМС МВД в целом, является реализация программ переселения, согласование возможностей наших стран по приему переселенцев, их регистрация, оказание помощи, связанной с отъездом и переездом.
Центральный офис представительства находится в Ашхабаде. Кроме него, в четырех районах Туркмении - в Лебапском, Балканском, Дашховгузском и Марыйском вилайетах - постоянно работают уполномоченные представители миграционной службы. Поскольку количество обращений граждан, желающих переехать на постоянное место жительства в Россию, в период с февраля по настоящее время увеличилось (в среднем от 100 до 500 человек в день), то сейчас штат представительства расширен до 13 человек.
Вопрос: С какими вопросами в первую очередь к вам обращаются?
Ответ: Прежде всего хотят получить юридическую помощь в оформлении документов на выезд. Мы выдаем документы, благодаря которым люди получают льготы при переезде. За период работы представительства было оформлено к переселению в Россию свыше 54 тысяч семей - около 114 тысяч человек. И все же не известно точно, сколько выехало в Россию реально: далеко не все, оформлявшие документы у нас, покинули Туркмению. И наоборот: многие уехавшие не всегда регистрировались в нашей службе.
Вопрос: Почему же те соотечественники, которые обращались к вам, остаются в Туркмении?
Ответ: По местным законам приватизировать и продать квартиру может только переселенец. Поэтому многие и идут к нам для того, чтобы получить соответствующие бумаги и решить свою жилищную проблему, а не уехать в Россию. В основном же людям нужны консультации - с такой просьбой к нам обратились 226 тысяч человек.
Вопрос: Тем не менее вы сказали, количество обращений "на переезд" увеличилось. Значит ли это, что люди почувствовали тревогу за свое будущее в Туркмении?
Ответ: Безусловно. Однако, это произошло далеко не в таких пропорциях и не так остро, как ожидалось, сейчас же и вовсе процесс пошел на спад. В течение июня количество ежедневно выдаваемых бланков ходатайств на выезд вообще исчислялось в основном двузначными цифрами. Говорить о панике нет оснований.
Вопрос: Сколько соотечественников проживают в Туркмении?
Ответ: На консульском учете 95 тысяч наших граждан. Настроения среди них не самые радужные, поскольку все-таки в стране постепенно сужается "русское поле", практически отсутствует русскоязычная пресса. Да и вообще, многие жители Туркмении, причем не только русские, хотят обучать своих детей в России, поскольку качество образования в нашей стране безусловно выше. Устройство людей в вузы - не наша функция, однако мы консультируем и по этим вопросам.
Вопрос: Обращались ли к вам с просьбой о выходе из российского гражданства?
Ответ: Нет, таких обращений не было за весь период нашей работы. Ну а мы рекомендуем сохранять двойное гражданство - это дает ряд преимуществ. Обращаются со своими проблемами не только к нам, но и в российское посольство.
Вопрос: Вы координируете свои действия с МИДом?
Ответ: Мы постоянно информируем друг друга о работе, действуем, можно сказать, "в тандеме". Во взгляде на ситуацию расхождений нет. Туркменская сторона высказывала претензии: мол, некоторые переселенцы получают российское гражданство незаконно. У нас такой информации нет, но при поступлении запросов от туркменской стороны в адрес МВД России мы тут же ее проверим.
Вопрос: Жаловались ли вам или в посольство РФ по поводу притеснений, нарушения прав?
Ответ: Да, такие обращения были. Но формально ни МИД, ни ФМС не могут предъявить претензий властям Туркмении, поскольку трактовка таких случаев всегда неоднозначна. Так, известен случай, когда 15 человек из местной консерватории не прошли квалификационную аттестацию, были "срезаны" на экзамене по языку или книге Ниязова "Рухнама". Они утверждали, что их умышленно третировали по национальному признаку. Но как это доказать? Что можно предъявить туркменским властям? Уже длительное время эти люди пытаются доказать свою правоту, но пока безуспешно.
Вопрос: А есть ли среди туркменов желающие переселиться в Россию?
Ответ: Конечно. Доля туркменов среди переселенцев составляет 13 процентов. Вообще в республике очень сильно чувствуется ностальгия по старым временам, когда все мы жили в едином государстве. Простые туркмены очень хорошо относятся к России и русским, и назвать в целом межнациональные отношения кризисными никак нельзя.
Вопрос: Скажите, а как рядовому туркмену получить работу в России?
Ответ: Для начала - прийти к нам. Если он гражданин Туркмении, то к нему будут применяться обычные положения по визовому въезду иностранцев в рамках квоты. А если он гражданин России или обладатель двойного гражданства, то, пожалуйста, - может работать, как и любой другой гражданин нашей страны. Но обычно с вопросами о трудоустройстве к нам не обращаются. У меня сложилось впечатление, что уезжающие давно к этому готовы и едут не на пустые места. Никто из обращавшихся к нам не говорил, что хотел бы уехать, однако ему, мол, некуда деваться в России. Но если такие люди появятся, мы сможем помочь им. В существующей системе ФМС имеется до трех тысяч мест в пунктах приема переселенцев...