CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vremyamn.ru

"Голубой поток" на дне

22 июля 2003

"Голубой поток" на дне

Москва и Стамбул не могут договориться

Побывавший недавно в Турции глава "Газпрома" Алексей Миллер вернулся на родину ни с чем. Ему не удалось добиться положительных итогов на переговорах с турецким министром энергетики Хильми Гюлером.

Бахтияр Ахмедханов, Время МН

В довершение ко всему г-н Миллер не был принят премьер-министром республики. Турция не хочет зависеть от российских энергоносителей и настаивает на сокращении поставок газа. Россия, в свою очередь, добивается выполнения ранее достигнутых договоренностей в полном объеме.

...20 октября 2002 года, турецкий порт Самсун на Черном море. Тогдашний министр энергетики страны Зеки Чакан произносит речь на церемонии окончания работ по прокладке газопровода "Голубой поток" по морскому дну. "Многие сомневались в реальности проекта, - сказал министр. - Но вот он воплощен в жизнь и будет служить экономическим интересам наших стран, открывая при этом новые горизонты сотрудничества".

Пять месяцев спустя Турция приостановила закупки российского газа, и новый министр энергетики Хильми Гюлер заявляет World Markets Research Center, что стоимость газа, закупаемого через "Голубой поток", выше стоимости других газовых поставок из России. Кроме того, комментируя для турецких СМИ обвинения росcийских партнеров в невыполнении турецкой стороной требований контракта, господин Гюлер говорит, что Александр Калюжный, выступивший с резкой критикой позиции Турции, "не располагает всей необходимой информацией".

Еще более интересное заявление сделал генеральный директор государственной трубопроводной компании "Боташ" Мехмет Бильгич: "Это несправедливо - обвинять Турцию в невыполнении условий контракта. В своих действиях мы исходим исключительно из соображений экономической целесообразности".

Слова генерального директора можно расценить как намек на то, что прежнее руководство компании "Боташ", как и кое-кто в бывшем правительстве, заключая газовый контракт с "Газпромом", исходило не только из соображений экономики.

Нынешняя позиция Турции по "Голубому потоку" может иметь как экономическое, так и политическое объяснение. В 1997 году, когда подписывался 25-летний контракт, бурно растущий турецкий рынок представлялся если не безграничным, то достаточно емким для того, чтобы уже в 2003 году закупить (по условиям контракта) 2 миллиарда кубометров российского газа и увеличивать объем закупок вплоть до 2008 года.

На самом же деле с начала 2003 года Турция, экономику которой поразил жестокий кризис, закупила, по данным компании "Боташ", всего 197 миллионов кубометров, после чего приостановила закупки. Так много дорогого газа стране оказалось не нужно.

Газовый конфликт осложняется и политической составляющей. По мнению некоторых турецких аналитиков, Партия справедливости и развития, играющая в правительстве страны доминирующую роль, намерена использовать ситуацию вокруг "Голубого потока" в своих целях. В турецком парламенте уже начала работу специальная комиссия, расследующая факты получения членами бывшего правительства взяток при заключении заведомо невыгодного для Турции газового контракта. Взятый правительством Реджепа Эрдогана курс на борьбу с коррупцией пользуется у населения довольно большой популярностью, что важно в преддверии намеченных на апрель 2004 года местных выборов.

Можно понять и желание Турции диверсифицировать получаемые извне энергоресурсы. 13 июля министр энергетики Хильми Гюлер заявил журналистам, что "страна слишком зависит от одного источника энергоносителей" и что "решить проблему "Голубого потока" будет непросто". Действительно, по данным "Боташ", в 2002 году Турция закупила у России в общей сложности 11,6 млрд кубометров газа, что составляет около 65 процентов всего годового импорта. Чтобы хоть как-то ослабить зависимость от российских поставок, Турция уже заключила газовые сделки с Алжиром и Нигерией.

Кто-то сказал, что "Голубой поток" - это "технологический подвиг, но и экономическое недоразумение". Трубопровод, пролегающий на протяжении 1400 километров по дну Черного моря, - самый глубоководный (на отдельных участках - до 2150 метров) в мире и рассчитан на прокачку 16 миллиардов кубометров газа в год. По некоторым расчетам, этот проект останется невостребованным еще несколько десятилетий.

Похоже на то, что, подписав в свое время газовый контракт с Россией, Турция обрекла себя на целый ряд трудностей. Помимо весьма вероятных штрафных санкций за невыполнение условий контракта, официальная Анкара уже сейчас столкнулась с реальной угрозой испортить отношения с довольно влиятельными силами. Во-первых, это представители крупного турецкого бизнеса, которые опасаются, что зашедший в тупик спор о "Голубом потоке" может негативно сказаться на торговле с Россией в целом. Во-вторых, это правительство Италии. В ряде турецких газет прошли сообщения о том, что Сильвио Берлускони якобы призвал Турцию к скорейшему разрешению ситуации с поставками российского газа, правда, официального подтверждения этой информации не было. Однако турецкие аналитики указывают на два момента: одним из инвесторов "Голубого потока" является итальянская энергетическая компания ENI, а сама Италия в настоящее время председательствует в Евросоюзе, в который так стремится Турция.

Между тем

"Газпром" требует оплаты

После встречи министра энергетики Турции Хильми Гюлера и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера пресс-служба компании выдала куцый комментарий: "Стороны договорились о том, что консультации по этому вопросу будут продолжены". То есть достичь каких-либо взаимных уступок "Газпрому" и Турции пока не удалось. По неофициальной информации, стороны договорились о том, чтобы больше не давать в прессу подробных комментариев до реальной подвижки в переговорах.

Ранее "Газпром" пошел на определенные уступки Турции. По словам зампреда правления Юрия Комарова, концерн передал предложения по уменьшению объемов отбора газа со стороны турецкой компании Botas для всех трех действующих контрактов в течение пяти лет, а также по унификации и некоторому снижению цен на газ для этих контрактов. По данным Хильми Гюлера, нынешняя цена поставок по "Голубому потоку" составляет 115 долл. за тыс. м3 и на 1,5 долл. превышает текущую стоимость, оговоренную прежними "сухопутными" контрактами. Кроме того, "Газпром" предложил реинвестировать часть средств, полученных от реализации газа по "трубе" "Голубого потока", в развитие турецкой газовой инфраструктуры.

Смысл последнего предложения становится ясным после следующих слов Комарова. Он заявил, что Анкара переоценила темпы наращивания собственного газопотребления, а также не выполнила планов по развитию соответствующей транспортной инфраструктуры. По его мнению, как раз в этом кроются причины затягивания переговоров по объемам поставок и цене газа. Комаров считает, что у Анкары есть два варианта: либо отбирать газ, либо платить предусмотренные штрафными санкциями средства без отбора газа. За 30-летнюю историю "Газэкспорта" был лишь один прецедент, когда пришлось предъявить штрафные санкции, и случилось это как раз с турецким импортером.

По данным Комарова, Botas еще не начала юридическую процедуру выхода на международный арбитраж. Согласно контракту, обращение в этот арбитраж возможно лишь по истечении 6 месяцев после начала официальной процедуры предъявления турецкой стороной претензий. Правда, пресс-служба "Газэкспорта" сообщила, что российская сторона сама обратилась в международный арбитражный суд с иском на Botas. Как сообщила "Времени МН" пресс-секретарь "Газэкспорта" Ольга Афанасьева, пока дата слушания не назначена.

Михаил Классон

vremyamn.ru

Предыдущая статья«Мы считаем, что иранцы должны соглашаться на инспекции»
Следующая статья"Восток - дело тонкое". Стенограмма телепередачи "Материк", 10 июля 2003 г., ТВЦ