Еще не точка
19 июня 2009, Эксперт Online 2.0
Евгения Новикова, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Аятолла Хаменеи впервые после президентских выборов обратился сегодня к иранцам с проповедью. Он отверг возможность фальсификации результатов голосования и поздравил иранский народ с победой. Вместе с тем он сообщил о ряде уступок оппозиции. Но считать, что речь аятоллы поставила точку в иранском внутриполитическом кризисе, рано.
Расследование по фактам нарушений на президентских выборах в Иране будет проведено, сообщил сегодня на пятничной проповеди в тегеранском университете аятолла Али Хаменеи. Он рассказал, что с этой целью учреждена специальная комиссия. Он уверен, что подтасовок на 11 млн голосов [1] на выборах в Иране быть не могло. И рекомендовал политическим лидерам воздерживаться от экстремизма [2] в поствыборный период, отметив, что в противном случае на них лежит ответственность за кровопролитие.
Хаменеи упомянул в проповеди «инциденты, некоторые из которых потрясли нацию», призвал иранцев «сохранять мир и спокойствие в сердцах и взращивать эти благодетели внутри себя, чтобы противостоять превратностям судьбы». Он высказал уверенность, что народ ИРИ сумеет ответить на эти вызовы [3]. Как и несколько дней назад, он сказал, что акции неповиновения не связаны со сторонниками тех или иных кандидатов: «Под угрозой была безопасность людей, и это не имеет никакого отношения к поддержке кандидатов в президенты». «Оспаривая результаты выборов [4], враги Ирана нападают на самую основу государства, - указал он. - Враги Ирана представляют это как национальное поражение страны».
Аятолла выразил благодарность народу за участие в президентских выборах: «Конечно, существует разница во взглядах и мнениях, одни голосовали за одного кандидата, другие за другого, но главное - в той приверженности исламской демократии, которую проявили жители страны на этих выборах. Эти выборы стали землетрясением для врагов Ирана и настоящим праздником для друзей».
Сегодня стало известно, что Совет хранителей Конституции (властный орган высшего уровня при аятолле) пригласил троих кандидатов в президенты, недовольных итогами выборов, обсудить результаты голосования и высказаться открыто на площадке совета. Также они смогут задать имеющиеся вопросы совету. Встреча намечена на вторую половину завтрашнего дня. Об этом сообщил официальный представитель совета Аббас Али Кадходайе, передает иранское информационное агентство МЕХР. Совет по-прежнему намерен пересчитать бюллетени в ряде спорных избирательных округов.
Вчера оппозиция представила в этот властный орган сообщения о 646 предполагаемых нарушениях, совершенных во время недавних президентских выборов. Она настаивает на проведении новых выборов. Новые выборы крайне невыгодны властям - а вдруг реформаторы наберут голоса? Потеря лица означает потерю власти.
По данным МЕХР, Кадходайе сообщил, что принято решение попросить экспертов совета более тщательно изучить жалобы проигравших кандидатов и представить результаты работы этому органу. И это, наряду с готовностью к пересчету спорных бюллетеней, - уже беспрецедентный шаг властей Исламской Республики.
Согласно сообщениям The Times, вчера вечером аятолла пригласил проигравшего, по официальным данным, кандидата в президенты реформатора Мир-Хосейна Мусави в знак национального единения встать рядом во время пятничной проповеди. Как отреагировал Мусави, неизвестно. По данным издания «Газета.Ru», он не появился на молитве. Известно, что рядом с аятоллой были президент страны Махмуд Ахмадинежад и председатель парламента Али Лариджани. Появление Мусави рядом с ними вряд ли выгодно лидеру оппозиции, отметил «Эксперту Online» Георгий Энгельгардт, эксперт Лаборатории социального мониторинга: «Каждый день приносит Мусави дополнительные очки. Если он прекращает борьбу, то фактически ничего больше не получит, а оппозиция найдет другого лидера».
Аятолла, по сообщениям западных СМИ [5] со ссылкой на собственные источники, вчера пригрозил оппозиционеру-реформатору: либо Мусави поддержит нынешний иранский режим, либо будет выслан. Реакция Мусави неизвестна. Впрочем, как призналась «Эксперту Online» Лана Раванди-Фадаи, эксперт по Ирану, научный сотрудник Института востоковедения РАН, такая угроза со стороны аятоллы в адрес Мусави маловероятна, особенно в ситуации, когда иранский истеблишмент ищет пути примирения перед угрозой раскола страны. В то же время со слов газеты сложно понять тональность этой угрозы - было это предупреждение или же ультиматум. «Мусави вряд ли заинтересован в высылке. Хотя он мог бы стать правителем в изгнании. Властям Ирана депортировать его тоже невыгодно - это потеря внешнеполитических достижений режима», - полагает Энгельгардт.
Рассуждая о перспективах развития ситуации в Иране, следует учитывать ряд моментов.
Аятолла четко дает понять, что пора прекратить массовые акции. Это значит, что власти не хотят дальнейшей эскалации. В самом деле, на улицу вышла не худшая часть общества - просвещенные иранцы, студенты, те же дети тегеранских чиновников. Как долго власть сможет продолжать их подавление и как на это отреагирует избиратель? По словам Ланы Раванди-Фадаи, если бы аятолла хотел жестких действий, он мог бы их реализовать. Очевидно, он не хочет остаться в памяти иранцев как «аятолла кровавый». Достаточно восьми жизней демонстрантов.
Власть и оппозиция должны будут договориться. Чем дальше развивается «уличная демократия», тем сложней. «Оппозиционеры попадают в зависимость от своих сторонников. Волнения приобрели массовый размах, было насилие, пролилась кровь. Все это делает сложным для оппозиции быстрый компромисс с режимом, - подчеркивает Георгий Энгельгардт. - Трудно найти форматы, приемлемые для победивших консерваторов и способные устроить недовольное меньшинство, желающее освободиться от режима».
Какие реверансы в адрес оппозиции могут быть сделаны - пересчет спорных бюллетеней, который вряд ли приведет к изменениям в раскладе голосов, отзыв прозвучавших из уст Ахмадинежада обвинений Рафсанджани и его семейства в коррупции, возможные посты в правительстве и другое, - будет зависеть от активности масс после пятничной молитвы.
Если, несмотря на заявления рахбара (высшего руководителя Ирана), выступления продолжатся, уступки властей последуют. Как далеко способны власти ИРИ идти на компромисс, пока не ясно. Цена вопроса - власть Али Хаменеи. Если же массы вняли увещеваниям аятоллы и активность оппозиции пойдет на спад, это будет означать конец кризиса.
Ссылки
a.. [1] b.. [2] c.. [3] d.. [4] e.. [5]