CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Как раскаяться и сократить срок без вины? - UzNews.net

26 мая 2010

Как раскаяться и сократить срок без вины?

26.05.10 15:57 Uznews.net

Uznews.net - Поправки в Уголовный кодекс, принятые Сенатом Узбекистана - о смягчении наказания за сотрудничество со следствием и признание своей вины, не могут помочь невинно осужденным людям, томящимся в узбекских застенках.

В мае в Узбекистане вступил в силу закон "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан", согласно которому подозреваемые или осужденные за совершение преступлений без отягчающих обстоятельств могут добиться смягчения наказания.

Для этого им нужно показать деятельное раскаяние и сотрудничать со следствием для скорейшего раскрытия преступления.

Если человек не обвиняется в совершении преступления, за которое предусмотрено пожизненное наказание (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах), то он может рассчитывать на сокращение срока лишения свободы на треть.

Власти Узбекистана преподносят принятый закон, как очередной акт гуманизма, а активист из Ферганы и бывший рабочий ферганского нефтеперерабатывающего завода Исмаил Маллабаев, услышав о его принятии, громко расхохотался.

В настоящее время Маллабаев ждет рассмотрения его дела в надзорной комиссии ферганского областного суда. В марте Ахунбабаевский районный суд приговорил его к выплате штрафа в размере 15 минимальных заработных плат (более 500 тысяч сумов), признав виновным в хулиганстве.

"9 октября 2009 года в день рождения моей дочери ко мне в квартиру ворвался молодой человек и избил мою жену, а затем и меня, на том основании, что ему мешала наша посиделка. Позже милиция признает меня хулиганом, а его потерпевшим", - рассказывает Маллабаев.

Суд, не долго разбираясь, осудил Маллабаева, хотя судебно-медицинская экспертиза определила степень и тяжесть полученных им телесных повреждений - основную часть ранений ему нанесли, закидав камнями.

"Как я могу при сфабрикованном обвинении проявить деятельное раскание, как я могу сотрудничать со следствием и с судом, если они не хотят меня слушать?", - вопрошает Маллабаев.

По словам бывшего рабочего, а ныне пенсионера, искренне раскаяться можно только лишь при условии совершения настоящего преступления, а в Узбекистане уйма народу находится в застенках без вины.

"В чем им раскаиваться, ответьте, господа сенаторы", - задал свой вопрос узбекским законодателям через журналиста Маллабаев.

Бахром Абдурахманов, брат и адвокат осужденного в 2008 году на десять лет лишения свободы журналиста из Каракалпакстана Салиджона Абдурахманова, тоже говорит о том, что в их деле новый закон не поможет.

Салиджон Абдурахманов был осужден по сфабрикованному каракалпакской милицией делу о попытке сбыта наркотиков в крупных размерах, в его машину были подброшены наркотические вещества, которые затем чудесным образом были обнаружены самими милиционерами.

"Я даже заикаться не буду брату о том, что он может "скостить" срок на треть при деятельном раскаянии, - говорит Бахром Абдурахманов, - он меня просто поругает, вы знаете, какой он принципиальный человек".

Человек, не совершивший преступление и отбывающий срок по несправедливому обвинению, живет осознанием своей правоты, а выживает - благодаря гордости и духу, он не может раскаяться и лишиться последнего, что у него осталось - чести и самоуважения, говорит Абдурахманов.

Известная ферганская правозащитника Мутабар Таджибаева, вышедшая на свободу в июне 2008 года после двух лет и восьми месяцев заключения, считает, что принятие вышеуказанного "гуманного закона" ставит совершенно противоположную цель.

По ее словам, с момента принятия подобных законов сотрудники мест лишения свободы начинают требовать деятельного, чаще всего, письменного раскания с осужденных по политическим и религиозным мотивам.

"Людей заставляют писать письма о прощении на имя президента Ислама Каримова, признавать перед камерой свою вину и каяться в якобы совершенном преступлении, - рассказывает Таджибаева, - в итоге они добиваются морального поражения человека".

В женской колонии Узбекистана, расположенной в Ташкенте, по мнению Таджибаевой, около 20-25% женщин отбывают наказание без вины, а среди осужденных по религиозным мотивам число невиновных доходит до 85-90%.

"Многие женщины находятся в колонии из-за их мужчин, их осуждением власти хотят оказать давление на их мужей, братьев, отцов, тоже отбывающих наказание, чтобы они раскаялись перед президентом Каримовым", - говорит Мутабар Таджибаева.

Требовать от таких женщин деятельного раскаяние - означает их моральное уничтожение, считает правозащитница.

uznews.net

Предыдущая статьяДосье раздора