ГАЗ И МОРЕ
Туркменбаши приезжает в Москву с козырем в рукаве
Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Ольга ГУБЕНКО
В понедельник в Москву с рабочим визитом прибывает президент Туркмении Сапармурат Ниязов. По сведениям "Известий", главным вопросом переговоров будет обсуждение сотрудничества двух стран в нефтегазовой сфере. Туркменбаши и Владимир Путин обсудят возможность подписания долгосрочного экономического соглашения, в котором будут зафиксированы основные пункты сотрудничества.
С Путиным Ниязов общается не часто. Туркменский президент почти традиционно игнорирует все мероприятия, связанные с СНГ. Правда, юбилейный саммит, прошедший в минувшем декабре, Ниязов все же посетил. Тогда президенты и договорились о более обстоятельной встрече.
Источник "Известий", близкий к руководству Туркмении, заявил, что туркменбаши надеется продолжить диалог с президентом России, начатый во время визита Владимира Путина в Ашхабад еще в апреле 2000 года. Игорь Иванов, посещавший с официальным визитом Ашхабад 9 января этого года, говорил о том, что Россия надеется подписать с Туркменией "серьезные документы, которые позволили бы выйти двум странам на взаимовыгодное сотрудничество по ключевым направлениям". По результатам предварительных переговоров долгосрочная программа предполагает график поставок туркменского газа в Россию на 10 лет. Пока окончательного варианта этого документа не существует, однако предварительный план предполагает поэтапное увеличение поставок с 2 млрд кубометров в год до 80 (цифра почти фантастическая, но вполне устраивающая Туркмению).
Второй важнейший пункт предстоящих переговоров - участие российских компаний в освоении нефтегазовых месторождений Туркмении. По словам туркменского источника "Известий", российские компании "Зарубежнефть" и "Итера" уже передали туркменским специалистам свои предложения по совместной добыче газа на территории Туркмении. "Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с российскими ТЭКовцами. У них большой опыт в этой сфере", - заявил собеседник "Известий".
Стоит вспомнить, что последние годы Россия и Туркмения стали газовыми конкурентами. К примеру, Украина теперь покупает туркменский газ и даже пытается шантажировать Россию. Однако Сапармурат Ниязов явно не заинтересован в разрыве отношений с Россией хотя бы потому, что на ту же самую Украину газ поступает через российскую газотранспортную систему. Туркменбаши неоднократно заявлял, что "Россия и Туркмения не должны быть конкурентами". Он предлагает объединить усилия двух стран в освоении газового рынка третьих стран. В частности, Россия сама выражала заинтересованность в строительстве трубопровода из Туркмении через Казахстан в Китай. По мнению туркменских специалистов, в модернизации нуждается и трубопровод, по которому туркменский газ поступает в Россию и на Украину. Пока по нему можно транспортировать 50-60 млрд кубометров газа, хотя возможно прокачивать до 90 млрд ежегодно.
"Известиям" стало известно, что Сапармурат Ниязов на крайний случай прячет в рукаве козырного туза - еще с советских времен Россия должна Туркмении около $100 млн. Этот долг образовался из активов туркменских юридических лиц во Внешэкономбанке СССР. Так что Туркмения - единственная страна СНГ, у которой нет долгов перед Россией, зато Россия должна Туркмении. Конечно, если президенты сегодня договорятся о долгосрочном газовом сотрудничестве, то об этом долге никто больше не вспомнит.
Еще из ключевых тем - неизменный Каспий. Ниязов очень хочет провести на своей территории давно обещанный саммит прикаспийских государств. Пока проводить саммит не из-за чего - в Москве считают, что собираться вместе стоит лишь тогда, когда можно будет выйти на устраивающее всех решение. Туркменбаши думает иначе - по его словам, сейчас нужно хотя бы "обменяться мнениями" не на уровне экспертов, а на уровне президентов. Ниязов надеется назвать дату саммита в марте, после визита в Ашхабад президента Ирана Мохаммада Хатами. Предварительный вариант проведения саммита будет обсуждаться и в Кремле во время встречи с Путиным.
В последнее время позиция Туркмении приблизилась к российской - делить нужно дно, причем не из принципа равных долей (как того хочет Иран), а исходя из существующих государственных границ. Цель Москвы - добиться от Ниязова подписания двустороннего соглашения, пусть даже очень рамочного, как это было сделано с Казахстаном и Азербайджаном. Это не слишком приблизит формальное определение правового статуса Каспия (без согласия Ирана все равно ничего сделать нельзя), зато сделает более понятными и спокойными условия недропользования.
Нефтекаспийская тема будет продолжена и на встрече Путина с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, который приедет в Москву сразу после Ниязова.