CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

66.78.49.53

В Туркменистане не нарушаются права человека, потому что они отсутствуют | |

21 января 2002

Туркменистане не нарушаются права человека, потому что они отсутствуют | |

Все автобусные и троллейбусные остановки Ашхабада увешаны объявлениями: люди продают квартиры и разнообразные бывшие в употреблении вещи. Эти объявления как белые флаги капитуляции после утраты надежды на какое-то улучшение жизни в богатой природными ресурсами стране. Массовый исход из "счастливого" "солнечного Туркменистана": бегут от оскорбительной бедности, каждодневных унижений, тотального беззакония, безысходности, государственного национализма и рэкета, политического нью-васюкизма, невозможности дать детям полноценное образование. Уезжает золотой фонд страны, которая, отторгая своих граждан, напоследок всячески мешает им уехать, обдирая на каждом шагу. Люди не могут вывезти свое имущество и не могут его продать при крайне низкой покупательной способности основной массы остающихся. Уезжают не только русские и "русскоязычные", но и туркмены, грамотные, образованные национальные кадры, которыми в республике всегда дорожили. Кто куда: в Россию, Украину, Узбекистан, Турцию, Германию, Швецию, Норвегию, США: Лишь бы подальше от родной земли, где похоронены отцы и деды. Бросают все, кроме детей, и уезжают.

Чтобы продать квартиру, нужно иметь «статус переселенца». В очереди за ним - десятки тысяч. Люди нервничают. Ходят слухи, что скоро эта "лавочка" закроется, а кто не успел получить статус, будет сдавать оставляеме квартиры домоуправлению. К сожалению, слухи - единственный реальный источник информации - очень часто подтверждаются.

В независимом нейтральном Туркменистане права человека не нарушаются. Они просто отсутствуют. Зато здесь есть Институт демократии и прав человека при президенте Туркменистана! Этакая погремушка для вечно «хныкающих» международных правозащитных организаций. Сотрудники Института проходят стажировку в США, Швейцарии. Короче, изучают суть проблемы на зарубежных примерах. Работать с правами человека в Туркменистане равносильно изучению прав человека на Марсе. На презентации этого Института присутствовали иностранные послы. Им торжественно демонстрировали сотрудников Института, которые, как лакеи, толпились вокруг сидящего в золоченом кресле гения современной демократии по фамилии Ниязов. И демократическая партия в Туркменистане есть. Председатель партии - самый демократичный демократ. Фамилию называть не буду, догадайтесь сами.

В Туркменистане торжествует информационный голод. Единственная связь населения с внешним миром осуществляется через параболлические антенны, настроенные на российские телеспутники. «Тарелки» по карману далеко не каждому жителю Туркменистана. У кого нет 200 долларов на российское телевидение, вынужден довольствоваться телевидением местным, а там большую часть времени восхваляется ум, честь и совесть Туркменбаши средствами литературной декламации, пения и сомнительных поппури из восточных танцев неопределенного происхождения. Это Ниязов называет национальным культурным возрождением туркмен. Культурные же потребности других проживающих в Туркменистане народов попросту игнорируются, если не наказываются.

Аналогичная ситуация и с печатными средставми массовой информации. Газеты на туркменском языке печатаются новым алфавитом, доступным подавляющему меньшинству читателей, поэтому главной и наиболее распространенной является газета, которая выходит на русском языке - «Нейтральный Туркменистан». Эту еще можно полистать, в поисках новостей кадровой политики Туркменбаши. Туркменоязычные газеты повторяют всю официальную информацию в дословном переводе (Туркменбаши свои великие труды и выступления строчит по-русски), а изредка публикуют откровенные глупости, которые в центральной газете на русском языке печатать неудобно, перед иностранцами стыдно. Газеты в Туркменистане существуют для того, что бы народ из них мог узнавать о своей счастливой жизни и еще крепче любить за это своего президента. Публично любить своего президента - священное право каждого жителя Туркменистана, и за интенсивностью реализации этого права зорко следит специальный отдел Комитета национальной безопасности - «информационный». Об Интернете и говорить нечего. Эту заразу Туркменбаши решил вывести раз и навсегда. Для этого был создан монстр современных технологий - Научно-технический Центр Государственной компании электросвязи «Туркментелеком», единственный провайдер в стране. НТЦ «Туркментелеком» с первых же дней своего существования находится в тесном контакте с органами контрразведки, передавая туда номера телефонов, с которых оуществляются попытки подключения. Скольких иностранных шпионов удалось таким образом разоблачить я не знаю, но, в результате, допуск ко «всемирной паутине» имеют сейчас считанные пользователи, люди надежные и проверенные.

Помпезно объявленная социальная программа «Десять лет благополучия», осуществив свои задачи для избранных представителей социума, приказала долго жить. Ее заменила программа «Десять лет стабильности». Обещанное поступательное улучшение жизни осуществляется с точностью «до наоборот». Складывается впечатление, что «счастливому будущему туркменского народа», когда Туркменистан «войдет в число самых развитых стран», мешает его нынешнее население.

На весь мир шумели о бесплатном газе, воде и электроэнергии (частично). Да, квартплата и цены на коммунальные услуги очень низкие, но они: во-первых, вполне соответствуют сверхнизким зарплатам и пенсиям, качеству жилья, а во-вторых - услуги услугам рознь.

Бесплатная вода сутками отсутствует в жилых микрорайонах при абсолютно бесперебойном функционировании многочисленных гостиничных бассейнов и монументальных фонтанирующих композиций вблизи мест проживания и работы Великого Сердара. Износившиеся городские системы водоснабжения, полуразрушенные очистные сооружения, наступление грунтовых вод, которые затопляют подвалы домов и годами тухнут без откачки - причина многочисленных хронических и инфекционных заболеваний и нашествия насекомых. Санэпидемстанции практически не работают. О частых вспышках эпидемий со смертельными исходами при катастрофической нехватке лекарств говорить не принято ни медикам, ни журналистам, ни руководству страны. Туберкулез запрещено диагностировать в принципе. Самая страшная официально допустимая болезнь в Туркменистане - это бронхит. Видимо от него и умирают ежегодно тысячи взрослых и детей лишь потому, что прививки в Туркменистане не популярны. Зачем лишний раз привлекать чье-то внимание признанием собственных недоработок? Похоронили тихонечко, и концы в воду. А на похоронах обязательно присутсвуют представители еще одного отдела КНБ - «медицинского», который следит за тем, чтобы родственники не «болтали лишнего» об истории болезни усопшего. Прервалось дыхание и все. Наверное «Туркменбаши Великому» изменил ненароком.

В летнюю жару, из-за экономии и неполадок в городских сетях, люди сутками сидят без электричества. Портятся продукты, выходят из строя электрические приборы, да и попробуй заснуть в раскаленной бетонной коробке без кондиционера. Спрашивать не с кого. Государство не хочет брать на себя ответственность, ссылаясь на неудовлетворительную работу отдельных чиновников. Вот интересно: пока все идет хорошо - они люди государственные и важные. Почет и взятки им. А как только истрепанная ветрами городская электросеть дает сбой - государственный служащий моментально превращается в мерзавца и отщепенца, причем задним числом. А значит и спрос с него другой, частный. Кто посмеет обвинить Туркменбаши в том, что он не заботится о людях? Ради помпезного проекта экспорта электроэнергии за рубеж и в целях экономии (дабы не расходовать народные деньги на укладку подземного кабеля) по центру города, рядом с детсткими садами и жилыми домами протянули «высоковольтку». Спасибо любимому Сердару за наше счастливое экологическое детство!

Пенсионеры. Старые люди есть везде. На востоке уважение к старику - особая тема. Как протянуть пенсионеру в Туркменистане? Вымирающие старушки выносят на улицу продавать свой жалкий скарб. Их по-хамски разгоняет «бдительная» милиция. Ниязов провозгласил, что в Туркменистане уже наступил «золотой век», поэтому бедность и нищета караются «по закону». Туркменбаши-то сам на пенсию не собирается, поэтому не рискует, заявляя о том, что пенсии - это «советский пережиток», а престарелых родителей должны кормит дети. А одиноких куда же? А в спецдома. На хлеб и воду. На бюджетную простынку, затертую до дыр, и серые макароны по праздникам. Сами виноваты, что детей не воспитали! Вон, Сапармурад Атаевич как о своих родителях заботится! За счет живых чужих родителей нежно любит своих, умерших.

Дети Туркменбаши также живут под чуткой отцовской опекой. Но, не всем же так повезло. Есть в Туркменистане дети, у которых родителей нет совсем. Это сироты. Они тоже есть везде. И опять же на востоке принято особое отношение к ним. Следуя этим обычаям, один из арабских шейхов организовал строительство под Ашхабадом Дворца Сирот. На собственные деньги. И живут там теперь туркменские мальчишки и девчонки и благодарят доброго дядю, который их кормит, учит, одевает и подарки к празднику присылает. Только не того «дядю» они благодарят. Малы они еще, газет не читают. Про арабского шейха слыхать не слыхивали. А сказали им, что это добрый дядя Турменбаши все это построил и вкусную еду приготовил. Кушают дети и радуются, пока «добрый» Туркменбаши подарки арабских меценатов таможенными пошлинами облагает. Опять же - все для народа!

Много и пафосно говорится о новой образовательной политике - общими торжественными словами. На практике же - повальное снижение грамотности, благодаря существующему «кастрированному» девятилетнему школьному образованию в туркменских школах. В школах катастрофически не хватает учебников, элементарных пособий. Во многих школах в младших классах уроки проводят старшеклассники. Учителя либо уехали, либо обслуживают иностранцев - постирушки и уборки оплачиваются в несколько раз выше учительского труда. А те несколько школ, которые процветают, принадлежат турецкой фундаменталистской организации, глава которой в самой Турции объявлен лицом, подрывающим конституционные законы, и находится в розыске. Это своеобразный «подарок замедленного действия» от Туркменбаши международной антитеррористической коалиции. При острой нехватке учителей за счет оставшихся энтузиастов решили поправить бюджет. С президентского верха была спущена директива: провести аттестацию и сократить штаты. У пожилых людей предпенсионного возраста, иногда за месяц до пенсии, требовали печатные труды, предлагали спеть гимн Туркменистана, дословно процитировать выступления президента. В итоге - сердечные приступы, больницы, массовые заявления об увольнении...

Прием в вузы сокращен почти в пять раз. Обучение в них урезается на год-полтора за счет общеобразовательных дисциплин. Главное, что волнует проверяющих из Министерства образования - читают ли школьники и студенты дважды в день клятву. С этим их принимают в институт, с этим же и выпускают. Вперед, молодые! Сейчас, правда, вернули доучиваться. «Рухнама» - не шутка. Самостоятельному изучению не поддается. Тут без комментариев не обойтись. Вот вам и еще один отдел КНБ - «образовательный».

Ярко освещенная дорога с фонтанами, по которой Туркменбаши совершает свои ежедневные автомобильные прогулки, и многоэтажные бетонные коробки без воды и света - олицетворение двух разных Туркменистанов. Первый - сказочно богатый, второй - постыдно бедный. Какому из них ООН предоставила статус нейтрального государства, а ОБСЕ поддерживает отношения, закрывая глаза на грубейшие нарушения гражданских и человеческих прав и свобод и умиляясь отмене выездных виз?

Построен в центре города Президентский Дворец за 80 миллионов долларов. Как поведал в газетах главный журналист республики Какамурад Баллыев, - это была «вековая мечта туркменского народа». Маловато будет! Рядом вырос «младший брат» Эйфелевой башни - 70-метровая тренога с композицией из сверкающего Сапармурада Атаевича с воздетыми к небу руками и со знаменем за спиной на вершине. Знамя, видимо, символизирует государственный флаг Туркменистана, однако красить зеленым поверх золота не стали. Памятник - частично интеллектуальная система: она настроена на Солнце. На восходе президент протягивает руки на Восток, а за день вся конструкция вслед за Солнцем поворачивается на 180 градусов, и с той же точки вы можете видеть заднюю часть Сапармурада Атаевича. «Хочешь жить, умей вертеться» - называют Туркменбаши-часы ашхабадцы. Рядом - громадный бык . На рогах быка нанизан земной шар. На шаре сидит маленький Сапармурадик. Стоя на центральной площади Ашхабада, вы, не сходя с места, а лишь поворачиваясь кругом, как та статуя, сможете увидеть 14 изображений Ниязова, если считать и «мальчика на шаре». Впрочем, может сейчас уже и больше. Я около года не был в Туркменистане.

Напоследок, предлагаю вам набор поэтических образов из стихотворения Акмурада Ходжаниязова:

Туркменистан - как перстень драгоценный, Бриллиант на перстне том - Туркменбаши. Туркменистан - ковер красы нетленной, Узор на том ковре - Туркменбаши.

Город, улицы, предприятия, школы, воинские части и многое другое названо именем туркменского президента. Он смотрит на нас с денежных купюр, многочисленных портретов в многочисленных кабинетах. Его имя носит мечеть, водка, туалетная вода и аэропорт. Если так пойдет и дальше, то скоро ему придется молиться, пить, вкусно пахнуть и летать на самолетах в одиночку. Люди уедут. Либо уедет он, забрав с собой память о себе и своих выдающихся предках. Он уедет, а люди вернутся. Но не раньше.

(перевод с туркменского)

Чарыев, журналист Гундогар 21 Jan 2002

66.78.49.53

Предыдущая статьяНиязов хочет дружить по-новому
Следующая статьяРоссия и Туркменистан: на пути к широкой экономической интеграции