и Туркменистан: на пути к широкой экономической интеграции
Алексеев Юрий 21 января 2002
Сближение позиций России и Туркмении по Каспию, а также совпадение взглядов сторон по многим другим вопросам отметил глава российского государства Владимир Путин, открывая сегодняшнюю встречу в Кремле с туркменским президентом Сапармурадом Ниязовым. Со своей стороны Сапармурад Ниязов указал на совпадение подходов двух стран ко многим проблемам двустороннего и многостороннего сотрудничества и текущей международной обстановки.
Судя по высказываниям глав обоих государств, можно предположить, что на сегодняшней встрече президентов особый, искренний интерес был проявлен к вопросу о необходимости расширения и активизации экономического сотрудничества. Президент России, отметив большие возможности, которыми обладают страны в сфере реализации совместных энергетических проектов, предложил создать Евразийский альянс производителей газа. По мнению российского президента, к реализации такого проекта следовало бы подключить страны, через которые проходят газопроводы, - в частности, Туркмению, Узбекистан и Казахстан. Владимир Путин подчеркнул важность рассмотрения такого проекта, способного, как он сказал, "внести элемент стабильности в транспортировку газа на долгосрочной основе".
Руководитель России уделил большое внимание вопросам развития регионального сотрудничества между Россией и Туркменией, отметив, что контакты с этой страной поддерживают 65 субъектов РФ, отметил перспективность сотрудничества России и Туркменистана в сфере транспорта и высказался за формирование транспортного коридора Север-Юг. Он подчеркнул также необходимость ускорить решение взаимных финансовых вопросов.
Как отмечается в совместном коммюнике по итогам переговоров, Владимир Путин и Сапармурад Ниязов отметили обоюдное стремление к скорейшему определению нового правового статуса Каспийского моря "с учетом интересов всех прикаспийских государств". Они подчеркнули, что определение международно-правового статуса Каспийского моря позволяет создать "благоприятные условия для освоения всех ресурсов моря, их защиты и сохранения". Обе стороны выступают за продолжение консультаций и переговоров по проблемам Каспия, в том числе в формате специальной рабочей группы.
Как отмечено в коммюнике, главы государств подчеркнули намерения сторон создавать совместные хозяйственные структуры в приоритетных областях, добиваясь активизации сотрудничества в водном хозяйстве, развития транспортной сферы и в долгосрочных поставках хлопкового волокна в Россию на взаимовыгодных условиях.
По мнению президента РФ, сотрудничество России и Туркменистана в экономике "развивается позитивно", однако на полную мощь пока не начала работать межправительственная комиссия по экономическим вопросам.
Сапармурад Ниязов согласился с оценками и предложениями российского коллеги, касающимися состояния и перспектив экономического сотрудничества. Констатировав некоторые упущенные возможности экономического взаимодействия между двумя странами, президент С.Ниязов, заявил: "Все поправимо".
Президенты России и Туркмении были едины и во мнении о том, что главную угрозу стабильности и безопасности в мире в целом и в центральноазиатском регионе в особенности, представляют международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и транснациональная организованная преступность. Президенты высказались за необходимость всемерной активизации совместной борьбы с этими "новыми вызовами".
Они подтвердили свою приверженность цели возрождения мирного и независимого Афганистана, "свободного от терроризма и наркотиков и живущего в гармонии со своими соседями и международным сообществом в целом". РФ и Туркмения считают, что ООН и ее Совет Безопасности должны играть центральную роль в международных усилиях по урегулированию афганского конфликта.
Президенты подчеркнули необходимость укрепления международной стратегической стабильности. В этих условиях, сказано в коммюнике, важное значение имеют продолжение и интенсификация усилий ядерных держав по сокращению стратегических наступательных вооружений.
На переговорах с Владимиром Путиным в Москве, также как и в ходе встречи с российским министром иностранных дел в Ашхабаде, Сапармурад Ниязов неизменно заявлял, что у народов Туркмении и России, их руководителей есть доброе отношение друг к другу и добрая воля идти дальше на пути к более тесным отношениям, что русская культура и русские люди пользуются уважением в Туркмении. "Мы вместе жили и развивались долгие годы, многое в Туркменистане сделано с участием России и россиян. Россия - великая страна, и отношение к ней в Туркменистане никогда не было конъюнктурным или антагонистическим, в том числе и после распада СССР", отмечает президент Туркмении.
И все же создается впечатление, что глава туркменского государства сегодня предпочитает не говорить много на тему о том, какими он видит конечную цель российско-туркменского политического сближения и политическое будущее СНГ. В Ашхабаде в этой связи он весьма одобрительно отзывался о подходе российского президента к данным проблемам, отмечая, что Владимир Путин с большим пониманием относится "к особенностям и трудностям переходного момента". Хорошо, что оба государства отошли от формулы - "если не согласен, значит не с нами", поэтому отношения между Россией и Туркменистаном и не носят "надуманного" характера, говорил Ниязов.
Действительно, в России с глубоким уважением относятся к политике нейтралитета, к независимости суждений туркменской стороны - равно как и любой другой, по любым проблемам. О блоковой политике Москва тоже давно уже речи не ведет. Безусловно, многовекторный политический курс, которому в настоящее привержены очень многие страны, часто приносил им успех. Однако, расширяя географию контактов, стоит ли принижать значение и перспективы развития политического взаимодействия с традиционными партнерами, с которыми уже наработан богатый опыт общения? В данном случае - опыт общения Туркменистана с другими государствами СНГ.
Сапармурад Низязов ни раз заявлял, что он дорожит отношениями с Россией, что хорошо понимает и ценит ее интересы в среднеазиатском регионе. Интересно, какое отражение найдут эти слова в российско-туркменском "большом договоре"? Так в Москве и Ашхабаде называют Договор о дружбе и сотрудничестве, разработать который поручили сегодня президенты двух стран своим компетентным ведомствам. И когда все же этот договор будет разработан и подписан? Ясно, что чрезмерная спешка в таком "большом" деле ни к чему. Но нельзя забывать и о том, что в мире и, в частности, в Средней Азии после контртеррористической операции в Афганистане вдруг возникли новые реалии - новые, внешние факторы формирования местного политического климата. И их стоило бы быстро оценить и принять к сведению.