и Туркмении выгодно быть не конкурентами, а партнерами на газовом рынке Сапармурат Ниязов во время своего визита в Москву еще раз подтвердил намерение подписать долгосрочный договор о поставках газа в Россию
Фазуллина Гузэль 21 января 2002
Речь идет об увеличении поставок с 10 млрд кубометров до 80 в течение 10 лет. О том, что Россия готова покупать до 50-60 млрд кубометров туркменского газа, Владимир Путин говорил в Ашхабаде еще в прошлом апреле. А между тем потоки голубого топлива из Туркмении в Россию не увеличивались, а, наоборот, сокращались.
Если в 2000 году они составили 30 млрд кубометров, то в 2001-м - всего 10 млрд. Наиболее предпочтительным партнером для Туркмении стала Украина - традиционный потребитель российского газа, которой было поставлено в прошлом году около 30 млрд кубометров. И хотя заговорили о наметившейся конкуренции России и Туркмении, для Москвы эта переориентация партнеров не стала катастрофой. Во-первых, Украина до недавних пор не относилась к числу надежных и платежеспособных партнеров, во-вторых, газпромовский конкурент - компания "Итера", занимающаяся транзитом туркменского газа, неплохо зарабатывала на этих поставках, получая свой процент с каждого кубометра.
Ашхабад же в свою очередь был совсем не склонен позиционировать себя по отношению к Москве в качестве конкурента по экспорту газа. По той простой причине, что этот самый экспорт почти полностью зависит от российской газовой трубы. Введенный в 1997 году ирано-туркменский газопровод Корпедже - Куртку имеет довольно низкую пропускную способность - 12 млрд кубометров газа в год. За пять лет через него прокачано всего 9 млрд кубометров, в то время как по газопроводу Средняя Азия - Центр можно прокачивать до 70 млрд кубометров, а после модернизации - 100 млрд.
Сегодня Туркмения добывает чуть больше 50 млрд кубометров газа. К 2010 году планирует добывать 120 млрд кубометров, если решатся проблемы с его транспортировкой. Новые газопроводы строить дорого. Идея строительства не зависящего от России Транскаспийского газопровода, обсуждавшаяся в середине 90-х годов, практически похоронена. Поэтому становится понятной позиция президента Сапармурата Ниязова, заявившего, что Россия и Туркмения не должны быть конкурентами, а должны объединить свои усилия в освоении газового рынка третьих стран.
В свою очередь России выгоден туркменский газ. Ведь Туркмения продает 1 тыс. кубометр за 40-43 доллара, тогда как Россия экспортирует в Европу - за 90 долларов. А если учесть, что аналитики прогнозируют в обозримом будущем повышение и внутренней цены на газ до 40 долларов, то заинтересованность России в туркменском газе становится совершенно очевидной.