ЕЗДИЛ В МОСКВУ ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИСТАНА?
БАКУ.21.01.2002.MEDIA-PRESS: Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подтвердили стремление России и Туркменистана способствовать скорейшему определению нового статуса Каспия с учетом интересов всех прикаспийских государств. Об этом говорится в Совместном российско-туркменском коммюнике, которое было подписано сегодня президентами двух стран по итогам их переговоров в Кремле. Определение правового статуса Каспия, подчеркивается в документе, позволит создать благоприятные условия для освоения его ресурсов, защиты и сохранения экосистемы. Российский и туркменский президенты призвали все прибрежные государства сосредоточить свои усилия на скорейшей реализации этой задачи.
Как известно, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов прибыл сегодня в Москву с однодневным рабочим визитом, причем он сразу отправился в Кремль, где состоялась его встреча "тет-а-тет" с президентом Владимиром Путиным. Как сообщают информационные агентства, в ходе встречи обсуждались вопросы региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане и вокруг него, проблемы двусторонних отношений и экономическая проблематика, а также статус Каспия.
Напомним, что прибрежные государства вот уже несколько лет никак не могут сблизить свои позиции в решении проблемы правового режима на Каспии. Отсутствие консенсуса и претензии каспийских государств на одни и те же месторождения неизбежно приводило к коллизиям. В последний раз развитие событий привело к военному инциденту между Баку и Тегераном летом этого года, когда патрульный корабль иранских ВМС, угрожая открыть огонь, заставил отойти азербайджанское исследовательское судно от месторождения "Алов", на которое претендует Иран.
В последние годы Россия, Казахстан и Азербайджан постепенно сближали свои позиции. Летом 1998 года Россия заключила двусторонний договор о разделе Каспия с Казахстаном, а зимой 2001 года договорилась о том же с Азербайджаном. В ходе недавнего московского саммита СНГ пришли к взаимопониманию и Казахстан с Азербайджаном. В основу этих соглашений заложено компромиссное решение о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими государствами по модифицированной срединной линии, что позволит каждой стороне осуществлять свои права на разработку ресурсов Каспия при сохранении в общем пользовании водного пространства для обеспечения судоходства, рыболовства и защиты окружающей среды. Иначе говоря, как выразился спецпредставитель президента России по вопросам Каспия Виктор Калюжный, "дно делим, вода - общая".
Иран не устраивает подобный подход. Он настаивает на разделе Каспия на пять равных частей, мотивируя это прежними советско-иранскими договорами по Каспию. Что касается Ашгабада, то оттуда не раз поступала информация о том, что Туркменистан готов поддержать точку зрения, озвученную В.Калюжным ("дно делим, вода - общая").Причем не из принципа равных долей (как того хочет Иран), а исходя из раздела Каспия по срединной линии. Так что, если в Москве удастся добиться подписания рамочного соглашения и с Туркменистаном, то можно будет сказать, что в решении проблемы статуса Каспия появился яркий "свет в конце тоннеля". Полная противоречий "каспийская пятерка" может оказаться почти монолитной "четверкой". Бескомпромиссной позиции Ирана будет противостоять согласованная в главных пунктах позиция остальных прикаспийских государств.
Как отмечает газета "Время новостей", в Ашгабаде надеялись, что удастся достичь договоренности по главной теме - закупках туркменского газа. Однако, как считают эксперты, Ашгабад требовал гарантий закупок такого количества газа и по такой цене, которые вряд ли приемлемы для Москвы. Кроме того, Ниязов хотел подписать двусторонний базовый договор, который зафиксировал бы новые отношения Москвы и Ашхабада, исходя из особых условий туркменского нейтралитета. Проект такого документа "увидел свет" две недели назад во время визита в Ашгабад главы МИД России Игоря Иванова. Но инициатива Туркменбаши стала полной неожиданностью для гостя, который деликатно пообещал сделать все, чтобы рассмотреть договор к визиту туркменского лидера в Москву. Но на Смоленской площади, по информации газеты, ничего не было известно о том, что к подписанию подготовлены какие-либо документы, не считая ни к чему не обязывающего совместного коммюнике. "Мы не знаем, как готовятся такие договоры в Ашхабаде, но в Москве к ним относятся серьезно. Их подготовка требует времени для согласования в различных ведомствах", - заметил источник в российском МИДе. По информации газеты, в субботу в Москву прибыл глава МИД Туркменистана, но особых успехов он не достиг. Утверждают, что ему деликатно намекнули: такие вопросы на скорую руку не решаются, - и привели в пример подготовку визита в Москву президента Азербайджана Гейдара Алиева, прибывающего сюда спустя три дня после Ниязова. В российской столице для подготовки соглашений несколько дней находилась представительная азербайджанская рабочая группа.
Еще одним важным пункт московских переговоров должно было стать получение принципиального "да" на создание некоей газовой ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). И вот здесь-то, судя по всему, Ашгабаду удалось его получить. Как заявил президент Владимир Путин, "необходимо обдумать возможность создания Евразийского альянса производителей газа. По его мнению, к реализации такого проекта следовало бы подключить страны, через которые проходят газопроводы, в частности, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Он подчеркнул важность рассмотрения такого проекта, способного, как он сказал, "внести элемент стабильности в транспортировки газа на долгосрочной основе".
Подчеркнув, что приоритет экономического сотрудничества между РФ и Туркменией лежит в топливно-энергетической сфере, В.Путин отметил, что дальнейшее укрепление сотрудничества может создать хорошую основу для совместной работы в этой сфере на рынках дальнего зарубежья и привлечения к совместным проектам третьих стран. "Россия и Туркменистан намерены налаживать крупномасштабное сотрудничество в областях нефтегазового комплекса, транспортировки энергоресурсов. Конкретным шагом в этом направлении станет подписание соглашения между правительствами двух стран, предусматривающее поставки природного газа из Туркменистана в Россию на долгосрочной основе и реализацию совместных проектов в данной отрасли". Это выдержки из текста все того же коммюнике. Несмотря на важность заявленных тем, нетрудно заметить, что, по существу, все сказанное носит декларативный характер. Например, о стремлении двух стран наладить отношения в газовой сфере, равно, как и о том, что пока договориться не удается, известно давно. Конкретных же решений ни по этой проблеме, ни по статусу Каспия, Путин и Ниязов не приняли. Поэтому остается загадкой, какой архиважный вопрос должен был урегулировать в ходе своего молниеносного визита в Москву Туркменбаши?
Copyright©by Media holding,2001