готова поставить весь газовый экспорт СНГ под свой контроль
Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Ольга ГУБЕНКО
России и Туркмении нужно подписать новый "большой" договор о дружбе и сотрудничестве, решили в понедельник в Кремле Владимир Путин и Сапармурат Ниязов. Договор этот будет учитывать нейтральный статус Туркмении и декларировать необходимость диверсификации экономического сотрудничества. Скорее всего договор будет подписан во время ответного визита Путина - российский президент в понедельник принял приглашение посетить Ашхабад. О конкретных датах пока речь не идет.
Владимир Путин не просто принял предложение туркменбаши по укреплению экономического сотрудничества, особенно в нефтегазовой сфере, но даже предложил создать Евразийский альянс производителей газа. По мнению российского президента, которое он высказал на переговорах с Сапармуратом Ниязовым, в альянс должны войти все страны Евразийского региона, через которые идет газовая труба, - это Россия, Туркмения, Узбекистан и Казахстан. Владимир Путин заявил, что Евразийский газовый альянс помог бы "внести элемент стабильности в транспортировку газа на долгосрочной основе".
Не исключено, что цель создания альянса - установить некоторые правила транспортировки газа в страны дальнего зарубежья. Продажа российского и туркменского газа, к примеру, потребителям Европы - один из самых прибыльных бизнесов для обеих стран. Пока каждая из перечисленных стран предлагает свою программу транспортировки газа. Создание же некоего альянса (понятное дело, под руководством России) позволило бы создать общую систему.
Демонстрируя особое значение обсуждения топливно-энергетического сотрудничества двух стран, в переговорах с российской стороны участвовали топливный вице-премьер Виктор Христенко и министр энергетики Игорь Юсуфов. Стороны договорились развивать сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. Сапармурат Ниязов поддержал все экономические предложения Владимира Путина, подчеркнув, что для обеих стран крайне важно участие российских нефтегазовых компаний в разработке крупных газовых месторождений, расположенных на территории Туркмении. Туркменбаши выразил заинтересованность в совместной переработке и транспортировке газа.
Обсуждались и планы экспансии двух стран на внешние газовые рынки: Россия и Туркмения могут вместе транспортировать и продавать газ платежеспособным европейским потребителям или на стабильный китайский рынок.
Кроме того, в понедельник в Кремле Путин и Ниязов заявили, что эксперты двух стран сблизили свои подходы по проблеме статуса Каспийского моря. То есть Туркмения готова в деле раздела Каспия играть по российским правилам. Однако кроме совместного коммюнике, в котором этот вопрос обрисован лишь самыми общими словами ("сосредоточить усилия", "продолжить консультации"), никаких других документов, хотя бы отдаленно затрагивающих тему Каспия, подписано не было.
Ниязов, который уже не раз менял свою позицию по поводу раздела Каспия, юридически оформлять договоренности не спешит.
Во-первых, он не хочет портить отношения с Ираном, на чьей стороне стоял до недавних пор, во-вторых, согласие с принципом модифицированной срединной линии означает новый виток напряженности с Азербайджаном (Ашхабад считает, что Баку самовольно приступил к разработке двух "чужих" нефтяных месторождений). Сейчас выяснение отношений заморожено.
Оба президента высказались за проведение саммита прикаспийских государств. На этой неделе в Москве должна пройти встреча заместителей министров иностранных дел пяти стран, заинтересованных в урегулировании правового статуса Каспия. Дипломаты уже давно пытаются согласовать документ, который можно было бы представить для достойного итога саммита. Дело движется медленно - в прошлый раз подобная встреча не состоялась именно из-за отсутствия туркменского представителя. Возможно, теперь, после президентского заявления о сближении позиций, экспертам все же удастся собраться вместе.