CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Туркменский вариант покушения на президента

15 января 2003

Туркменский вариант покушения на президента

Организаторам покушения на президента Туркмении Сапармурата Ниязова покровительствовали «политические деятели России». С таким официальным заявлением выступил начальник отдела международной информации аппарата Ниязова Сердар Дурдыев. По его словам, вчерашнее происшествие в Ашхабаде явилось «актом международного терроризма, направленного против конституционных норм Туркмении, имеющего цель дестабилизировать обстановку в республике».

Конкретные имена российских политиков, якобы сочувствовавших террористам, представитель «Туркменбаши» не назвал, сославшись на то, что все установит следствие. Известно лишь, что все четверо арестованных по делу о неудавшемся теракте «наемников» являются гражданами Грузии. Сам «глава всех туркмен» и «великий сердар» (вождь) Ниязов не стал распространяться о российском следе, возложив вину на организацию «бесчеловечной акции» на бывших руководителей МИД и Минсельхоза и прочих лидеров оппозиционного Народного демократического движения Туркмении. Тем не менее версия о «руке Москвы» прозвучала явно не случайно. Отношения Ниязова с РФ непростые, и, несмотря на внешнее дружелюбие, «Туркменбаши» не раз демонстрировал свое несогласие с линией России. В частности, он единственный из руководителей стран СНГ поддерживал - хотя и не на официальном уровне - неплохие отношения с режимом талибов в Афганистане. Причиной разногласий служили проблемы раздела Каспия, а также вопрос о строительстве южно-азиатского газопровода (Довлетобад - Карачи). По мнению российского правительства, этот проект лишает существенных выгод РФ. До 30 млрд кубометров туркменского газа, потребляемого в РФ, может уйти «на сторону», а замену ему найти не так легко. Немаловажен геополитический аспект: с вводом в строй центрально-азиатской «трубы» значительно укрепляется связь Туркмении (и Узбекистана, поскольку он также намерен присоединиться к проекту) с Афганистаном и другими южными государствами, что сильно размывает «подбрюшье» СНГ.

Впрочем, практически любое «форс-мажорное» событие в странах Содружества всегда, так или иначе, связывалось с «рукой Москвы», будь то попытки покушений на Эдуарда Шеварднадзе, волнения в Азербайджане или предвыборные страсти на Украине. Слишком большой соблазн упрекнуть Россию в имперских амбициях и попытке дирижировать процессами на постсоветском пространстве. Правда, покушения на первых лиц государств на этом пространстве - явление не такое уж частое. Помимо лидера Грузии, такому испытанию до сих пор подвергался лишь президент Узбекистана Ислам Каримов. При этом противники и Шеварднадзе, и Каримова утверждают, что эти покушения были инсценировкой с целью под предлогом борьбы с терроризмом усилить репрессии против их политических противников. С точно таким же заявлением по поводу событий в Ашхабаде выступила и объединенная оппозиция Туркмении. Ее лидеры утверждают, что покушение было поставлено слишком «опереточно», чтобы его можно было принять за что-то серьезное. Действительно, в сообщениях о вчерашнем происшествии много странного. Дескать, утром, во время движения президентского кортежа на проспект Туркменбаши (такое имя - официальный титул Ниязова - теперь носит в республике и город Красноводск, и даже месяц январь) путь ему внезапно преградил КАМАЗ, пассажиры которого открыли по лимузину «вождя туркмен» автоматный огонь. При этом сам Ниязов не пострадал, да и не мог пострадать, поскольку его машина больше похожа на броневик, о чем не могли не знать покушавшиеся. Странным было и то, что огонь велся практически лишь с одной точки, хотя в классических случаях подобного рода (покушения на Пиночета, на того же Шеварднадзе) обстрел обычно велся с разных позиций и из разных видов оружия. На мысль о «спектакле» наводит и то, что Ниязов практически сразу поименно назвал заказчиков покушения.

На самом деле у «вождя всех туркмен» слишком много врагов, чтобы так сразу в кого-то тыкать пальцем. Ниязов за последние годы снял с постов не только двух указанных министров, но и главу Минобороны, Центробанка, практически всю верхушку Комитета Национальной безопасности, множество руководителей других ведомств и глав регионов. Они были обвинены либо в коррупции, либо в организации наркотрафика в Россию, либо даже в «непочтительном отношении к туркменской истории» (как бывший замминистра образования). Многие из них перебрались в Москву - и отсюда, вероятно, и версия о «российском следе» (хотя в Москву традиционно стремятся и прочие оппозиционеры как из Средней Азии, так и Закавказья). Именно в российской столице в начале ноября руководители Объединенной демократической оппозиции Туркмении приняли обращение к народу своей республики, в котором говорилось о том, что «ситуация достигла критической отметки», и о том, что оппозиционеры в скором времени вернутся на родину, чтобы «поставить Ниязова перед фактом наличия сложившейся мощной, хорошо организованной политической силы, готовой сесть за стол переговоров с властью и разработать мирные пути вывода страны из кризиса». Возможно, события на проспекте Туркменбаши явились попыткой демонстрации такой силы, возможно, наоборот, сам Туркменбаши хотел продемонстрировать народу зловещее лицо своих противников. Ниязов утверждает, что ни о каких переговорах речи быть не может, поскольку его курс давно «одобрен всем народом». Логика, свойственная не только «вождю всех туркмен», однако слишком часто опровергаемая жизнью.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"

rbc.ru

Предыдущая статьяЛужков займется проблемой Арала
Следующая статьяВ Ашхабаде начался суд над обвиняемыми в совершении покушения на президента Туркмении.