ЛИДЕР ТУРЕЦКОЙ ПАРТИИ ЗАРУЧАЕТСЯ ПОДДЕРЖКОЙ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Мевлут Катик
В начале января Реджеп Тайип Эрдоган, лидер правящей турецкой партии, нанес первый официальный визит своим восточным соседям. Пятидневная поездка в Азербайджан, Казахстан и Туркменистан закончилась 11 января. Визит не вылился в какие-то конкретные торговые соглашения, однако заложил фундамент для дальнейших переговоров.
После того как была отложена дата переговоров о приеме Турции в Европейский Союз, турецкие стратеги обратили внимание на другие находящиеся в их орбите страны. Менее чем через месяц после саммита ЕС премьер-министр Абдулла Гул нанес визиты в Сирию, Иорданию, Египет, Саудовскую Аравию и Иран, а Эрдоган отправился на Кавказ и в Среднюю Азию.
По мнению некоторых аналитиков, предшественник Гула Бюлент Эджевит обращал все свое внимание на Европу и пренебрегал Средней Азией. Поскольку неустойчивая турецкая экономика нуждается в более широких торговых связях, Турция заинтересована в том, чтобы служить своего рода «энергетическим мостом» для экспорта нефти и газа из Каспийского региона. В ходе поездки по Средней Азии, из которой не случайно выпали бедные на энергоносители Кыргызстан и Узбекистан, Эрдоган пытался заложить экономический и дипломатический фундамент политики своей партии.
Расширение торговли может принести двойную выгоду возглавляемой Эрдоганом Партии справедливости и развития. Сторонники партии из числа турецких бизнесменов будут приветствовать новые возможности для инвестиций, а проведенные Эрдоганом переговоры укрепят его статус как легитимного государственного деятеля. (Эрдогану запрещено занимать должность премьер-министра, поскольку в 1998 г. он был осужден за подстрекательство к мятежу; свою виновность Эрдоган отрицает). Важную опору партии составляют так называемые «Анатолийские тигры», управленцы, не входящие в традиционный стамбульский истеблишмент. В Азербайджане Эрдоган затронул вопрос о расширении энергопоставок, в которых могли бы участвовать предприниматели вроде «Тигров». В Баку Эрдоган выступил также за скорейшее окончание строительства нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», поддержал проект газопровода «Баку-Тбилиси-Эрзурум» и заявил о необходимости увеличения объема турецких инвестиций в Азербайджан. Президент Азербайджана Гейдар Алиев дал указание министерству энергетики ускорить строительство трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» и ввести его в эксплуатацию до 2005 г. Эрдоган призвал также азербайджанский парламент одобрить проект газопровода к середине февраля, облегчить визовый режим и снизить уровень сборов с турецких бизнесменов, приезжающих в Азербайджан. «Мы должны довести объем торговли между нашими странами до 1 млрд долларов в 2004 г.», - подчеркнул Эрдоган, назвав цифру, которая вдвое выше объема, запланированного на 2003 г.
Эрдоган пытался также воззвать к древней общности тюркских народов, отправившись после Азербайджана в Туркменистан, известный закрытостью своей экономики. На встрече с президентом Сапармуратом Ниязовым Эрдогану, как сообщается, удалось договориться об освобождении шести турецких граждан, арестованных в связи с декабрьским покушением на жизнь главы туркменского государства. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. И хотя надеяться на прорыв в поставках туркменского газа нет оснований, Эрдоган выступил за расширение деятельности турецких компаний в стране Ниязова. «Мы надеемся, что туркменская электроэнергия будет поступать в Турцию, - сказал он, - и что мы будем развивать сотрудничество в энергетической области, а также торговлю и экономические отношения».
После Туркменистана Эрдоган направился в Казахстан, где встретился с президентом Нурсултаном Назарбаевым. В ходе этого визита также звучали призывы к увеличению объема торговли. Выяснилось также, что исламистское прошлое Эрдогана продолжает, пусть и косвенно, влиять на его нынешние дипломатические усилия. В присутствии Назарбаева министр культуры Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед зачитал поэму, которая стоила Эрдогану тюремного заключения за подстрекательство к мятежу, когда он публично продекламировал ее в 1998 г. в Турции.
Заключение Эрдогана в тюрьму перекрыло ему путь к посту премьер-министра, и тем не менее большинство политиков рассматривают Гула всего лишь как члена правительства Эрдогана. Эрдоган настаивает, что не может быть и речи о его противостоянии светскому государству, а законодатели в Анкаре приняли 27 декабря ряд конституционных поправок, которые позволят ему выдвинуть свою кандидатуру на дополнительных выборах в начале февраля. Алиев сказал Эрдогану, что в следующий раз его с радостью примут в Азербайджане как премьер-министра Турции. Возможно, что выражением аналогичной условной солидарности была и декламация поэмы Кул-Мухаммедом.
Визит Эрдогана может способствовать укреплению отношений между Турцией и тремя среднеазиатскими странами, хотя экономические проблемы, решение которых не подвластно лидеру турецкой партии, будут осложнять получение доходов от расширения торговли. Наиболее вероятной областью сотрудничества станет транспортировка через Турцию в Европу нефти и газа из Средней Азии и с Кавказа. Однако даже эти планы могут натолкнуться на непредвиденные препятствия, диапазон которых колеблется от вероятного изменения мировых цен на нефть в результате войны с Ираком до негативной реакции России на расширение экспортного рынка кавказских энергоносителей.
В завершение своей поездки Эрдоган заявил: «Это первые шаги, предпринятые для того, чтобы расширить двусторонние торговые связи Турции с тремя странами». Если эти шаги знаменуют также первый этап политической реабилитации Эрдогана, то главы государств, которые его приняли, возможно, получили и ключи к будущим дипломатическим отношениям с Турцией.
От редакции. Мевлут Катик - журналист и политолог, живет и работает в Лондоне.