CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Россия будет торговать водой

15 января 2003

Россия будет торговать водой

Проект переброски водных ресурсов сибирских рек на юг будет реализован, так как он полностью обоснован и отвечает стратегическим интересам страны. Об этом заявил мэр Москвы Юрий Лужков, комментируя ход дискуссии вокруг его предложения реанимировать грандиозный план Министерства мелиорации СССР восьмидесятых годов. Лужков назвал «абсолютной ложью» сообщения СМИ о проекте поворота русла Оби и Иртыша. По его словам, речь идет об использовании лишь 5-7% паводковых стоков этих рек для переброски воды в засушливые районы Зауралья и дальнейшей продаже ее в Казахстан и страны Средней Азии, которые, уверен Лужков, готовы покупать российскую воду.

То, что водные ресурсы приобретают все большее значение, - давно не секрет. На последнем «саммите Земли» (конференции ООН по так называемому «устойчивому развитию») об этом говорили почти все делегаты, и глава правительства РФ Михаил Касьянов в том числе. Запасы пресной воды на Земле в последнее время сокращались в результате экономического роста и увеличения численности населения, неправильного природопользования, к которым добавились климатические процессы, также спровоцированные деятельностью человека. Россия, обладающая самыми большими запасами воды в мире (если не считать Дании, владеющей гигантскими ледниками Гренландии, но эти запасы пока нереализуемы), могла бы в наступающем столетии этим резервом выгодно воспользоваться. Месяц назад Юрий Лужков предложил первый связанный с этой идеей конкретный план. Ничего принципиально нового по сравнению с набросками еще конца позапрошлого века он не содержал. Дескать, если в большинстве районов Западной Сибири воды очень много, то на юге, включая как российскую территорию, так и земли прочих стран СНГ, ее крайне мало. Перебросив часть стока рек бассейна Оби в южные районы, Россия решила бы важнейшую экологическую проблему последних десятилетий - иссыхание Аральского моря - и дала бы дополнительный импульс сельскому хозяйству как Челябинской и Курганской обл., так и среднеазиатских республик.

Лужков придал этой идее конкретное цифровое выражение: канал длиной 2550 км, шириной 200 и глубиной 30 м потребует нескольких десятков насосных станций и других мощных гидротехнических сооружений. Единственное, чего не содержалось в письме московского мэра, адресованного правительству и президенту, - это расчет стоимости проекта. Лужков лишь выражал уверенность, что России он вполне по силам. Точнее, не только России, а международному консорциуму, который должен быть создан специально по такому случаю. Правда, в СМИ приводились цифры, которые московские чиновники считают примерно соответствующими этой задаче (от 8 до 15 млрд долл.). Хотя эксперты правительства и специалисты администрации президента, как сообщается, предложение Лужкова прорабатывают, до сих пор в СМИ преобладают сомнения в ее реализации.

Первая проблема касается главной, финансовой, стороны проекта. Откуда взять даже «примерные» 8-15 млрд долл. на проект, не знает никто. Страны Средней Азии и Казахстан, которые предлагается включить в консорциум, кажется, один московский мэр считает платежеспособными. Еще меньше надежд, что они будут платить за воду, если проект все-таки будет осуществлен. В таком случае непонятно, зачем вообще этот проект затевается. И скептически настроенные СМИ подозревают в лоббировании проекта века московские строительные организации, которым, дескать, мало весьма дорогостоящих подрядов как на жилье, так и на столичные автодороги. При этом осторожно называемая первоначальная стоимость строительства суперканала может на практике вырасти в несколько раз. Это обычная история со «стройками века» (так, стоимость «евротоннеля» под Ла-Маншем на деле оказалась в 5 раз выше сметной). Неслучайно четыре года назад министр мелиорации Узбекистана говорил о том, что переброска вод сибирских рек на юг обойдется в более чем 100 млрд долл. Такую сумму, превышающую весь российский бюджет, не собрать ни консорциуму, ни тем более РФ в одиночестве.

Могли бы помочь международные финансовые организации, но пока они интереса к реанимированной советской затее не проявили. Что, видимо, отражает и сомнения даже в ее технической возможности, не говоря уже об экологической стороне вопроса. В 1986 г. именно эта часть проблемы под давлением ученых и писателей показалась Политбюро и Совмину столь сомнительной, что они от идеи отказались. Экологи указывали, что «поворот» рек, пусть частичный, может привести как к массовой гибели рыбы в сибирских реках в результате проникновения в них соленых вод океана, так и к заболачиванию и засолению почв в более южных регионах. Эту аргументацию до сих пор никто не опроверг, и, скорее всего, с ней станут считаться даже в МВФ и ВБ, подверженных влиянию мирового экологического лобби. Что касается российского правительства и президента, то, хотя они и постоянно говорят об «амбициозных планах», в данной ситуации могут только развести руками.

На бумаге обновленная идея советских мелиораторов действительно выглядит заманчиво. Ведь сибирская вода может не только оросить российские сухие степи, но и стать источником валютных поступлений. Да и факт, что Центральная Азия попадает в значительную зависимость от России, имеет серьезный геополитический плюс. Можно насчитать и другие плюсы, вроде того что орошение азиатских пустынь приведет к уменьшению оттока местного населения в Россию (т.е. в ней сократится число нелегалов). Однако все эти позитивные стороны, увы, существуют лишь в теории. На практике же пока одни минусы: даже на начальную стадию проекта нет средств, а если они и найдутся, восстанет мировое «экологическое лобби», с которым лучше не ссориться. Что касается таких глобальных перспектив, как истощение водных ресурсов, то о них также можно рассуждать лишь чисто теоретически. Потепление климата уже ведет к таянию ледников Антарктиды и северной арктической шапки, а значит, количество «живой воды» в океане и атмосфереможет прибавиться. Что касается «амбициозных планов» России, то ей лучше пока заниматься более сиюминутными вещами.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"

rbc.ru

Предыдущая статьяИз каспийских портов Ирана на юг страны доставлена первая транзитная партия хлопка.
Следующая статья"Искупать вину надо трудом"