НАЗИМ ИМАНОВ: США НИ ОДНОГО КАНДИДАТА ОДНОЗНАЧНО НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ По мнению политика, Запад воздержится от любых шагов и заявлений, способных дестабилизировать ситуацию в Азербайджане после выборов
Э.МАХМУДОВ, "Zerkalo"
Известный азербайджанский политик от оппозиции Назим Иманов только что вернулся из Вашингтона, где провел ряд интересных встреч с представителями госдепартамента и конгресса. Вчера же он любезно согласился дать "Зеркалу" интервью.
Заранее оговорюсь, что эта поездка была интересна, как минимум, по четырем аспектам. Во-первых, состоялась она в рекордные сроки - приглашение Н.Иманов получил за три дня до отъезда. Во-вторых, это была первая поездка азербайджанского политика в Вашингтон после известных событий, взбудораживших общественность. В-третьих, приглашение именно человека, активно работавшего в последнее время в стане оппозиции по вопросу ее объединения в преддверии выборов, а следовательно, имеющего информацию "изнутри", могло кому-то показаться симптоматичным. А, в-четвертых, в связи с известными событиями было довольно интересно узнать, чем конкретно интересуется Вашингтон.
Н.Иманов по предварительной договоренности со мной (каюсь - выдаю маленькие секреты) попросил не называть имен лиц, с которыми он встречался. Но прочитанное на визитках этих официальных лиц, которые мне любезно предоставил просмотреть г-н Иманов, достаточно сильно впечатляло. От себя скажу, что ранг многих был достаточно высок, чтобы заставить задуматься. К сожалению, не могу привести в материале все то, что слышал в беседе без диктофона, о чем меня по дружески попросили умолчать, но, тем не менее, общие "контуры" итогов встреч мне все же удалось несколько обрисовать.
- Чем конкретно интересовались представители вашингтонской админстрации в связи с последними событиями в Азербайджане?
- В Вашингтоне, естественно, очень внимательно следят за ходом событий в нашей стране. Это вполне понятно, так как нынешний год - год президентских выборов, что само по себе диктует повышенное внимание. К этому можно добавить еще и то, что президент Азербайджана сейчас болен, и, как бы нас власти ни уверяли в обратном, он, конечно, не в состоянии в полном объеме выполнять свои обязанности. Это накладывает определенный отпечаток на поведение правительства и принимаемые правительством решения.
В США возникли серьезные подозрения по поводу того, захочет ли господин Алиев в таких условиях принимать участие в выборах. И если да, то как ему удастся организовать предвыборную кампанию. А если нет, то кто и как представит нынешнюю власть на этих выборах и целый ряд аналогичных вопросов. Нынешняя ситуация в стране весьма серьезно отличается от того, что мы имели некоторое время тому назад, и это, естественно, повышает стороннее внимание к Азербайджану. Поэтому я считаю, что то количество и качество встреч, которые мне удалось провести в Вашингтоне, связано, естественно, не с моей скромной персоной, а с тем, что происходит в стране.
- Очень часто политическую ситуацию в Азербайджане сравнивают со скачками, где можно делать те или иные ставки. Можете ли вы по итогам этих встреч сказать, что Вашингтон делает ставку на ту или иную сторону в Азербайджане.
- Нет однозначно! Никаких подобных ставок не сделано, и, судя по всему, и не будет сделано.
- То есть США сейчас предпочитают выступать в роли наблюдателей за процессами в Азербайджане, вне зависимости от того, что тут будет происходить?
- Я бы так не сказал. Все-таки степень заинтересованности в стабильном демократическом развитии Азербайджана очень высока. И практически во всех кругах, с представителями которых мне довелось встретиться, а речь идет как о законодательных структурах, так и исполнительных, о неправительственном секторе, международных финансовых институтах, довольно высока решимость в необходимости помогать Азербайджану в организации честных, справедливых и демократических президентских выборов. Но все будет зависеть от нас самих - насколько мы сами готовы к демократическим и честным выборам, насколько этого хочет наша политическая элита - как во власти, так и в оппозиции.
- Почувствовали ли вы определенные опасения у американцев по поводу возможности дестабилизации ситуации в Азербайджане после президентских выборов? - В принципе, такая обеспокоенность есть. Поскольку Азербайджан еще не прошел все необходимые стадии институализации. Поскольку США и остальные страны заинтересованы в развитии ситуации в стабильной обстановке, то, естественно, всякая опасность, которая даже в незначительных масштабах грозит нарушением стабильности, беспокоит людей, вовлеченных в эти процессы.
- Обеспокоенность - понятие растяжимое. В какой форме в данном конкретном случае она выражается?
- Она сводится к тому, что проигравшие выборы кандидаты, вне зависимости от того, кто победил, а кто проиграл, могут признать нелегитимным того, кто выиграл эти выборы. В этом случае страна может выйти на полосу нестабильного развития, что, естественно, вызывает обеспокоенность.
- Вы сказали, что власти США не делают ни на кого ставку. Но есть ли у той же Америки четкий план на случай, если ситуация будет действительно дестабилизирована?
- Я думаю, что есть. Во всяком случае, есть какие-то наметки и для такого сценария. Их не может не быть.
- Только исходя из этого? - Да. Поскольку мы во время встреч, естественно, эти действия не обсуждали.
- Судя по вашим словам, США спокойны. Значит ли это, что там есть определенные наметки, кто имеет больше шансов занять пост президента на следующих выборах?
- Я думаю, что нет. Но меня, естественно, много раз спрашивали о шансах возможных кандидатов, об их плюсах и минусах, о том, как и куда они могут повести страну. И я, в меру своих возможностей, пытался честно ответить. Но я много раз говорил об этом в прессе, что все эти люди - кандидаты - являются национальным достоянием общества. Иногда становится обидно, что о людях, которые управляют свадьбой, мы говорим с большей симпатией, чем о людях, которые способны управлять государством. Ко всем им нужно относиться доброжелательно, вне зависимости от того, являются ли они политическими конкурентами или нет.
- В обществе существовал заказ, который в определенный период был поддержан Западом - об объединении оппозиции. Какова позиция США по данному вопросу?
- Этот вопрос, естественно, поднимался на встречах. Много раз и очень настойчиво... - ...Можете ли вы сказать, на каком именно уровне?
- Особенно активно этот вопрос обсуждался в госдепартаменте. У меня была встреча с группой сотрудников госдепа, которые представляли разные отделы, включая их руководителей, с которыми был достаточно долгий разговор. Я им сказал то, что уже говорил здесь. Вопрос объединения оппозиции, сколь бы привлекательным он ни был, после того, как господин Алиев отправился в Турцию и вернулся обратно, перестал быть столь актуальным, каким был до этого. Оппозиционные лидеры считают, что во власти нет другой личности, кроме Гейдара Алиева, против которой им стоило бы объединиться. А если Азербайджану придется проводить выборы без него, если Гейдар Алиев не сочтет возможным выставлять свою кандидатуру, то вообще нет необходимости объединяться, так как каждый из оппозиционных лидеров считает, что может спокойно победить любого другого в одиночку. И сейчас взгляды больше устремлены на возможность проведения честных выборов...
- А как насчет взгляда США на этот вопрос? - (долгая пауза)
Люди, с которыми я говорил, воспринимают перспективу объединения, как своеобразную гарантию против нарушения стабильности в будущем, хотя прекрасно понимают, что ресурсов для такого объединения теперь уже меньше, чем раньше.
- Считают ли США Азербайджан государством, которое давно уже у них в кармане?
- Я бы не стал употреблять столь энергичной фразы про карман, но по логике прекрасно понимают, что национальные интересы Азербайджана, как молодого независимого государства, желающего интегрироваться в международную систему, требуют внимательного отношения к тому, что говорится по поводу этого государства на Западе. В Америке есть четкое понимание того, что вряд ли кто-либо в Азербайджане, вне зависимости от того, какую политическую партию он представляет, в случае прихода к власти, будет идти вразрез с интересами ведущих западных государств, и поэтому в этом вопросе нет каких-либо опасений. Поэтому у меня это вызывает улыбку, когда некоторые из наших политиков пытаются убедить западников в том, что именно они будут наилучшим образом представлять интересы международного демократического сообщества. Это не актуально. Значительно более актуальным для них является то, что ты можешь сохранить в этом государстве стабильность.
- Насколько Штаты способны обеспечить демократизацию будущих выборов и заинтересованы в них?
- Они не могут голосовать за нас и делать выборы демократичными. Западные государства воздержатся от любых заявлений, которые могли бы негативно повлиять на стабильность ситуации. И резкие движения могут быть только в том случае, если их отсутствие угрожает стабильности. Резкие заявления возможны лишь тогда, когда выборы будут жестоко сфальсифицированы, и если народ соберется пойти защищать свои голоса, и если эти голоса будут защищаться совместно. В этом случае возможны какие-то резкие заявления.