Последствия подписания договора между Россией, Азербайджаном и Казахстаном 20.05.03 11:46
Во многих иранских газетах нашли отражение протесты специалистов против политики правительства Ирана в отношении каспийской нефти. Эти протесты были вызваны подписанием на прошлой неделе трехстороннего соглашения между прикаспийскими государствами, в котором доля Ирана не была принята во внимание.
Как отметил в этой связи корреспондент «Радиое фарда» Сиявош Ардалан, с подписанием соглашения между тремя прикаспийскими государствами среди иранцев распространилась мысль о том, что Иран потерял шансы на получение доступа к нефтяным запасам в Каспийском море. В названном соглашении речь о доле Ирана не идет.
Чтобы как-то приуменьшить остроту проблемы, представитель Ирана на переговорах по Каспию Мехди Сафари отметил, что по словам его коллег из России, Казахстана и Азербайджана, соглашение никак не затрагивает 20-процентной зоны Ирана. Однако эти заявления Мехди Сафари не повлияли на степень раздражения Эльхе Кулаи, которая принадлежит к числу тех депутатов, которые занимаются в меджлисе проблемами Каспия. Она обвинила Мехди Сафари в том, что он присутствовал при подписании соглашения и не покинул зал заседания.
Одним из иранских специалистов, которые считают, что в результате политики, проводимой Ираном, упущены все шансы, является Хасан Фетхи, журналист и специалист по проблемам каспийского региона. Ниже приводится содержание беседы с ним.
Хасан Фетхи. В результате того, что произошло, в очередной раз официально и открыто была отвергнута позиция Ирана. Нам наглядно показали, что точке зрения Ирана не придается никакого значения. Наши оппоненты собираются защищать свои собственные интересы в Каспийском море.
Сиявош Ардалан. С учетом всех этих разговоров об упущенных шансах что, на Ваш взгляд, может сделать Иран в подобных условиях?
Хасан Фетхи. К сожалению, Иран отказался от своей 50-процентной доли, которая ему принадлежала согласно договору с бывшим Советским Союзом. В тот период Каспий был поделен между Ираном и Советским Союзом. Теперь дело дошло до того, что речь идет об 11-13%. После того, что произошло, я не думаю, что другие 4 прикаспийские государства захотят выслушивать заявления Ирана. Иранское руководство также сомневается в том, что ему удастся что-либо сделать, разве только прибегнуть к недипломатическим мерам. Однако в этом случае, по всей видимости, нам придется противостоять России.
Сиявош Ардалан. Так какой же наилучший выход для Ирана? Согласиться на 13% вместо 20%, за которые он сам выступает?
Хасан Фетхи. Я не думаю, что у нас остались какие-то шансы. Иными словами, все пути для нас закрыты. Мы можем лишь заявить протест бакинскому, московскому и алма-атинскому руководству. Больше нам ничего не остается.
Сиявош Ардалан. Некоторые аналитики и специалисты в Иране, которые относятся к числу сторонников установления связей с Америкой, говорят, что если бы Иран не следовал своей нынешней политике в отношении США, он мог бы занимать более прочные позиции в отстаивании своих позиций в Каспийском море. Вы видите какую-либо взаимосвязь между этими двумя проблемами?
Хасан Фетхи. Вспомните, в период второй мировой войны русские пришли для того, чтобы отделить от Ирана Азербайджан. В то время американцы поддержали нас, и нам удалось сохранить свою территориальную целостность. Если бы и сейчас нам оказали такую поддержку, мы бы смогли отстоять свои интересы.
Сиявош Ардалан. Г-н Фетхи, помимо прочего, Вы являетесь журналистом. Как Вы думаете, общественное мнение, народ Ирана имеют четкое представление о проблеме Каспийского моря? Смогут ли они прочувствовать ее остроту?
Хасан Фетхи. К сожалению, мы не дали народу ясной картины в вопросах, касающихся Каспийского моря. Это касается и меня как журналиста. Нам следовало давать людям полную информацию. То же самое относится и к другим заинтересованным инстанциям, в первую очередь к министерству иностранных дел, и т.д. Я не думаю, что многие иранцы знают о происходящем в Каспийском море, разве только те, кто особо заинтересован в этой проблеме. Пока наш народ не знает, что Каспий представляет собой острую проблему стратегического характера. Иранцы, возможно, располагают большей информацией о происходящем на юге Ливана и в Палестине, чем в Каспийском море, где сокрыты наши национальные интересы.
Иран.Ру