СТРАНА ГОТОВА Казахстан начинает новый этап политических реформ Геннадий ЛЮБЕРЦЕВ
Другого нет пути
Казахстан после распада Союза многие высокие теоретики хотели заполучить в качестве полигона для различных политтехнологий и экспериментов. Что уж говорить, соблазн был велик. Евразийская страна - большая и богатая. Восприимчивая и толерантная к культуре других стран. Натиск был невероятно настойчивый. В зависимости от контекста времени - подчас грубый, подчас льстивый. Подчас просто денежный. У каждого был свой интерес.
Казахстан мог подпасть и под предписанную международными институтами схему строительства скороспелой демократии. Но сумел уклониться от "пучины революционных преобразований".
Теперь некоторые эксперты недоумевают и злятся: Казахстан еще не совсем соответствует демократическим стандартам.
Конечно, не соответствует. Почему? А потому, что легче было надеть тюбетейку на голову, чем что-то строить.
Казахстан выбрал путь строительства своей судьбы. Почему?
Достаточно было советских опытов преобразований и экспериментов. Во времена коллективизации погибло 30 процентов населения, 20 процентов откочевало в соседние страны. Достаточно было и того, что эта земля служила полигоном для других экспериментов, в том числе для сельскохозяйственных хрущевских.
Казахстан сумел выбраться на свой путь развития. В том числе демократических устоев. Опыт Казахстана в этом смысле, возможно, не оценен до конца. Страна сумела избежать силовых методов навязывания демократических институтов и спущенных "сверху" схем строительства демократического общества.
За десять лет независимости этой стране удалось выстроить свой путь к демократии и открытому обществу. Не по предписанным рецептам, а по ходу реальной жизни.
Первое. По тому, как развивается экономика.
Второе. Как решаются социальные вопросы.
Третье. Самочувствие народа, а точнее, многонационального народа Казахстана.
Четвертое. Перспективы страны.
Казахстан сегодня и политически, и экономически, и морально готов идти дальше по переустройству внутренней жизни страны. Страна уже знает, что демократия это тяжелая ноша, но без нее - это путь во тьму веков.
Гаяз АЛИМОВ
Международные правовые организации признают Казахстан лидером Центрально-Азиатского региона по темпам развития демократических институтов. Это подтвердил и Генсек ООН Кофи Аннан, который официально засвидетельствовал успехи Астаны в сфере демократизации общества во время своего недавнего турне по странам Центральной Азии.
По мнению экспертов, на сегодняшний день в республике созданы довольно прочные основы для демократического общественного устройства и либерализации политической системы. Причем, по оценкам ряда политологов, самое главное демократическое достижение казахстанского государства заключается в том, что в отличие от своих соседей по региону за первые годы своей суверенности эта страна сумела обеспечить главное право человека - жить в мире. Действительно, за десять лет в Казахстане не произошло ни одного массового конфликта на этнической почве, чего нельзя сказать о других странах региона.
Вопрос о демократических перспективах центральноазиатских государств, и в частности Казахстана, обсуждается фактически с первых дней их независимости. Причем зачастую международные эксперты выдвигали тезис о том, что население региона не приспособлено к жизни в демократическом обществе в силу своей истории и культуры. Сегодня сомнения относительно перспектив демократизации любого из государств региона большинство политологов категорически отвергают. "Утверждение, что народы Центральной Азии не подходят для демократии, - это расизм", - считает сотрудник вашингтонского Фонда Карнеги доктор Марта Брилл Олкотт. - Антидемократические или авторитарные страницы нетрудно отыскать в истории любого народа, и центральноазиатские страны в этом не исключение".
Безусловно, в европейских странах постсоветского пространства ситуация с соблюдением прав человека изначально складывалась намного благоприятнее, чем в государствах Центральной Азии.
В рамках существующей политической системы в Казахстане фактически преодолены главные болезни закрытых обществ - запрещена цензура, государственные СМИ не являются монополистами и основными игроками на медиа-рынке страны, создана правовая среда для деятельности независимых редакций. Благодаря этим процессам в стране уже давно не существует "запрещенных" для массового обсуждения тем. Помимо этого, казахстанское государство является лидером в СНГ по количеству действующих неправительственных организаций, причем местное правительство разработало и начинает реализовывать специальную программу по их поддержке. В стране свободно действуют десятки политических партий разной направленности.
Примечательно, что за необходимость демократизации республики активно выступает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который в своем ежегодном послании сделал основной акцент на укреплении институтов гражданского общества. По мнению экспертов, действия казахстанского лидера и высшего руководства государства свидетельствуют о серьезной приверженности заявленным реформам. Приоритетные направления политической реформы позволяют сделать вывод о том, что президент Казахстана готов продолжать процесс либерализации системы государственной власти.
Безусловно, критика в адрес Астаны относительно методов строительства институтов политической демократии есть. Ряд политологов считают, что Запад оказывает на государства Центральной Азии давление, требуя соблюдения демократических норм на территории региона. Поэтому нередко демократические инициативы президента Назарбаева расцениваются как шаги, нацеленные на умиротворение западной общественности.
Казахстанский лидер с наблюдателями не спорит и, делая все более решительные шаги по созданию новых демократических институтов в стране, фактически убеждает их в обратном. "Некоторые особенности стран Центральной Азии, и в частности Казахстана, непонятны людям западных государств, которые поколениями привыкали к таким простым и фундаментальным понятиям, как частная собственность, свобода слова и открытое общество, - считает Нурсултан Назарбаев. - Мы лишь недавно вышли из тоталитарного общества, и этим во многом объясняются ошибки в процессе строительства нового государства. В свое время Маркс и Ленин подробно описали, как переходить от рынка к плану, но в мире нет учебника, который описывал бы переход от социализма к капитализму. Однако наше бесспорное преимущество состоит в том, что мы знаем, откуда пришли, и знаем, чего хотим - построить демократическое общество".
По словам Назарбаева, первые десять лет независимости государство двигалось "по единственно допустимой в создавшихся условиях стратегии: сначала экономика, потом - политика".
И эта стратегия принесла свои результаты: сегодня Казахстан является безусловным лидером по уровню экономического развития не только в Центральной Азии, но и во всем СНГ. То есть правительство Казахстана руководствовалось принципом ответственности не только за сохранение гражданского мира и межнационального согласия, но и за экономическое благосостояние своего народа.
Многие планы официальной Астаны по демократизации общества уже сегодня получили положительный резонанс. Например, модернизация системы госуправления Казахстана, избирательного процесса, безусловно, даст Астане еще более весомые преимущества на территории региона. И наверняка казахстанская модель демократизации общества в скором времени послужит образцом для других стран региона.
Примечательно, что за ходом реализации демократических идей президента Назарбаева с большим интересом следят не столько западные заинтересованные круги, сколько соседи по Содружеству, в частности по региону. На самом деле руководству других центральноазиатских стран пока не до демократизации или политических реформ - в первую очередь местная политэлита занята процессом обеспечения стабильности и безопасности в своем государстве.
Значительная часть доводов, выдвигавшихся лидерами центральноазиатских республик против политической либерализации, касается опасности религиозного подъема и роста влияния радикальных исламских группировок в регионе. Однако, по мнению экспертов, сегодняшние неудачи государственного строительства в регионе создают угрозу национальной безопасности стран региона в будущем.
Мнение российских экспертов
Алексей МАЛАШЕНКО, профессор Московского центра Карнеги:
- Как бы ни критиковали Нурсултана Назарбаева, однако он не допускает межэтнических конфликтов на территории своей страны. Какой-то консенсус найден - пусть не простой, но найден. Кстати, его идея евразийства, к которой многие относятся довольно скептически, на самом деле вполне логично ложится в контекст казахстанского государства. Я бы даже сказал, что сегодня в мире существует лишь одно евразийское государство - это Казахстан. Действительно, уникальная страна. Назарбаев умудряется каким-то образом одергивать экстремистов.
Безусловно, межэтнические проблемы в Казахстане существуют. Например, отток русского населения, которого сегодня в этом государстве осталось около 30 процентов, а было почти 50 процентов. Но все-таки в последние годы состоялось уменьшение миграции русских из этой страны. И большую роль в этом сыграл экономический фактор. Человек живет там, где лучше, а по уровню экономических реформ Казахстан сегодня занимает лидирующие позиции не только в Центральноазиатском регионе, но и в СНГ. На самом деле современное казахстанское общество достаточно русифицировано - все-таки население страны воспитано на русской культуре. Оттого русские занимают довольно солидные позиции и на экономическом, и на политическом поприще Казахстана.
Хорошо уживаются в Казахстане и представители других стран бывшего Союза.
Вячеслав ИГРУНОВ, зампредседателя комитета по делам СНГ Госдумы РФ:
- Казахстан демонстрирует нам опыт спокойного и вдумчивого - если хотите, целенаправленного - строительства межнациональных отношений. Любое острое столкновение на межнациональной почве могло бы перерасти в нечто похожее на то, что происходило на Балканах. Надо отдать должное всему народу Казахстана, независимо от национальности, за веру, терпимость, взаимоуважение. Любой межнациональный конфликт может быть опасен для государственного существования. Казахстанское правительство ведет достаточно твердую политику на недопущение экстремистских действий.
Руководство страны также пресекает попытки дискриминации на национальной почве.
Совокупность этих факторов и приводит к тому, что межнациональные отношения в Казахстане развиваются позитивно.
В Казахстане также отлично понимают, что русскоязычное население представляет для страны незаменимый экономический потенциал. А отношения с Россией представляют первоочередную задачу, какие бы хорошие отношения у Астаны ни были при этом с США или Европой.
На мой взгляд, Назарбаев из всех постсоветских президентов является самым последовательным в этом отношении. Он с самого начала был разочарован беловежскими соглашениями, первый заговорил о создании Евразийского союза и продолжает добиваться этого и сейчас.