26.5.2003 10:24 MSK Точка зла или как Россия готовит себе маленький Ирак
В минувшую пятницу глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин выдал прессе неожиданную информацию. В комитете есть сведения о том, что Туркмения поддерживала талибов в Афганистане, что руководство страны причастно к наркотрафику и вообще поддерживает международный терроризм. Информация, по словам Рогозина, непроверенная, но теперь будет проверяться.
«Если это действительно так, то дело, что называется, "пахнет керосином"», - заявил депутат. В июне, как сообщают со ссылкой на Рогозина РИА «Новости», планируется провести парламентские слушания с участием людей из МИДа и разведки. «Пока, - заявил г-н Рогозин, - мы принимаем на себя изучение всего "туркменского досье" под правозащитным углом зрения».
В политике подлинные мотивы тех или иных действий обычно недоступны всеобщему пониманию. Все давно привыкли, что побуждения не соответствуют словам, слова - делам, а дела - конечным результатам. Но политические мастера выстраивают этот ряд изящно, а парламентские дилетанты - топорно. И это очень заметно в нынешнем случае.
Если информация непроверенная, то зачем было ее оглашать? Что за странная спешка? С другой стороны, о диктатуре Ниязова пресса писала уже немало, но Госдума никакого внимания на это не обращала. Почему Дума реагирует только сейчас и так неконкретно? Попытка рассматривать события «под правозащитным углом зрения» похвальна, но кто не улыбнется, представив себе г-на Рогозина в роли правозащитника?
Предположения о том, что г-н Рогозин действует без оглядки на Кремль и возможные политические последствия, отметем сразу. Не тот случай. Налицо начало кампании с неумелым стартом, но большим замахом. Туркмении не дано стать участником «оси зла» в понимании президента Буша, но ей готовится участь «точки зла» в понимании президента Путина. Надо полагать, лавры великой державы не дают покоя наследникам Третьего Рима. Ностальгия по советской империи, причудливым образом сочетаясь с затаенным восхищением американской силой и непосредственностью, подталкивает Кремль найти свой собственный Ирак и также победоносно покорить его, как это сделали нынешней весной Соединенные Штаты. Убедив тем самым весь мир и самих себя, что Россия - это тоже великая держава, с которой шутки плохи.
Надо сказать, объект для самоутверждения выбран неплохо. На территории бывшего СССР нет режима более варварского и жестокого, чем ниязовский. И чем дольше он существует, тем хуже становится. Усмирить бывшего первого секретаря ЦК компартии Туркмении, вообразившего себя богом всех туркмен, и дать свободу народу этой страны - что может быть лучше для торжества демократии и справедливости?
Вопрос, однако, в том, что может принести Россия в Туркмению. Карикатурную российскую демократию? Правовое государство, в котором коррупция и произвол побеждают суд и законы? Гражданские свободы, которые тают на глазах, как снег весной? Права человека, которые с высочайшего позволения превратились в пыль в мятежной Чечне?
Гуманитарное вмешательство требует огромных сил, ответственности и запаса демократической прочности от страны, готовой к такому шагу. Всего этого нет сегодня у России. Соединенные Штаты, решившиеся обескровить иракского маньяка, взяли на себя колоссальную ответственность не только за судьбу иракского народа, но и за риск стать примером для подражания. Упаси Бог, если Россия возомнит себя экспортером демократии и правопорядка. Такие шаги должно было бы предпринимать международное сообщество, вооруженное международным законодательством о гуманитарной интервенции, имеющее международные полицейские силы и, главное, способное нести ответственность за такие шаги. Всего этого, увы, нет сегодня на нашей планете. ООН до этой планки явно не дотягивает.
Между тем, в Туркмении поговаривают о том, что к осени Ниязов может быть смещен. Называют даже имя преемника -Джахан Поллыевой, бывшего референта президента Ельцина и нынешнего сотрудника президентской администрации. Уставшие от диктатуры люди считают, что она сможет привести Туркмению под российский протекторат в обмен на гарантии личной и финансовой безопасности для Сапармурада Ниязова. Пусть даже ценой туркменского газа. Учитывая, что у России нет общих границ с Туркменией, вариант аппаратного смещения Ниязова может показаться Кремлю более подходящим, нежели «шоково-трепетный». Не исключено и совмещение обоих вариантов.
Не стоит забывать и о том, что в следующем году в России президентские выборы. Если «чеченскую» карту разыграть на этот раз не удастся, то насколько же кстати окажется «туркменская»! Какое откроется новое дыхание, какие возможности для предвыборной кампании, какой замечательный допинг для угасающего рейтинга г-на Путина!
Пока же ситуация в Туркмении стремительно ухудшается. Президент Ниязов, установив в стране безумные правила культа самого себя и разгромив демократическую оппозицию, начал укреплять «железный занавес», дабы надежно пресечь свободу передвижения и обмен информацией. Как ни странно, при всей высокопарной риторике о защите прав русских за рубежом, президент Путин потихоньку помог ему в этом, согласившись расторгнуть договоренности о двойном гражданстве. Теперь живущие в Туркмении российские граждане должны либо отказываться от российского гражданства, либо выметаться вон. Впрочем, ничего странного в действиях Путина, может быть, и нет. Возможно, в преддверии большой игры в маленький Ирак, Кремль не возражает против ужесточения режима в Туркмении. Больше будет поводов для вмешательства.
Александр ПОДРАБИНЕК, Информационное агентство ПРИМА