Казахская армия как признак государственности
А.КОЛМОГОРОВ
Навигатор II
Трубят фанфары, подается бесбармак - Казахстан осуществляет военную реформу.
До конца 2002 года Вооруженные силы Казахстана, согласно концепции военной реформы, полностью перейдут на бригадную систему организации войск и откажутся от полковой системы организации.
Словом, Казахстан громогласно заявляет о своих достижениях в экономической, общественно-политической сферах, а теперь очередь? дошла и до сферы военного строительства. Хотя самое время озаботиться состоянием армии, которая имеет всего лишь тенденцию к возникновению боеспособных соединений, и предпринять меры к сохранению того, что еще есть.
Оптимистичные заявления главы военного ведомства об увеличении финансирования нужд армии на самом деле плохо прикрытая озабоченность. Ведь финансирование увеличивается, в первую очередь, в связи с инфляционными процессами, а также за счет сокращения численности армии, т.н. оптимизации состава управленческого аппарата, а проще говоря, все того же сокращения, но уже генералов.
Трехвидовая структура ВС Казахстана, включающая Сухопутные войска, ВВС и ВМС, в сложившихся условиях в казахской армии не более, чем миф, что подтверждают и сами военные. С сухопутными войсками более или менее ясно, хотя они укомплектованы в среднем на 55-60%, боевые стрельбы в полном объеме проведены в этом виде войск только в 2002 г., а учения состоялись на уровне батальонов.
ВВС располагают боевыми машинами, оставшимися со времен Союза, но на них некому летать. Как признался Министр обороны М.Алтынбаев, в текущем году только шесть казахстанских летчиков овладеют навыками управления СУ-27, МИГ-29. После того, как они научатся поднимать в воздух и сажать современные боевые самолеты, можно говорить о более или менее боеспособной эскадрильи, если только не о звене.
Отдельно необходимо сказать и о формируемых ВМС. Казахстан уже дважды официально объявлял о создании на Каспии военно-морских сил. В середине 90-х годов Президент Назарбаев надеялся, что Россия поделится своими кораблями, но этого не случилось. Теперь ВМС Казахстана переживают свое "второе рождение".
Подарочные корабли, переданные казахам западными странами, особой ценности, с точки зрения тактико-технических характеристик, не представляют. Немцы дали четыре рейдовых тральщика постройки конца 50-х годов, турки - два катера, да американцы два, из которых один современный. Удивляет, что Израиль не подарил Казахстану несколько катеров. Минус г-ну Машкевичу, который еще не протянул свою лапу в эту сферу, где финансы крутятся немалые, и это при том, что Н.Назарбаев всегда готов протянуть ему руку поддержки в любом начинании. Закрутился, видимо, с диалогом мировых религий.
Другой немаловажный момент. Стремление к внедрению в армии разных по странам происхождения и стандартам вооружений чревато сложностями, которые неминуемо возникнут со временем, когда появится необходимость их обновления, ремонта и модернизации, не говоря уже об их реальном применении в реальных боевых условиях.
Таким образом, реальность вырисовывается вполне определенная. Численность ВС Казахстана меньше численности внутренних войск МВД и других правоохранительных органов. Не определены стратегические задачи применения вооруженных сил. С одной стороны, военные чины намерены исходить из малолокальных боевых действий, аналогичных чеченской кампании или Баткенских событий. С другой стороны, они же заявляют, что мировая война уже идет. Как только полным ходом пойдет нефть, многие интересы сойдутся на Каспии.
Вывод напрашивается следующий. Армия есть и еще длительное время будет оставаться всего лишь атрибутом государственности Казахстана так же, как государственный герб.