«АМЕРИКА: РЕКОГНОСЦИРОВКА НА ВОСТОЧНЫХ «ФРОНТАХ»»
Не покидает ли Америка Евразию? Не оставляет ли она свою знаменитую «шахматную доску»? И чем это может обернуться? *** В начале нашей эры Рим, с которым так любят себя сравнивать Соединенные Штаты, провалился однажды и навсегда, не совладав с германскими племенами. Император Тиберий был вынужден снять задачу переноса границ империи к Северному морю...
***
Нынешний международный политический сезон открылся тем же, чем закрылся прошлый: неопрятными дрязгами вокруг иранской ядерной программы. Рациональных начал в этом конфликте нет. Тех миллиграммов плутония, которые Иран давным-давно высидел в своих лабораториях, явно не хватает, чтобы придать старому анекдоту соль.
Вероятность локальной ядерной гонки между региональными соперниками - Ираном и Израилем - просто никакая, это не надо даже объяснять. Зато другая такая же гонка - между Пакистаном и Индией - безмолвно поощряется.
Всему этому пора перестать удивляться. Пора просто выбрать позицию. Заявление президента Буша о возможности применения силы против Ирана адресовано: а) мировому сообществу; б) зевакам политического цирка?
Может быть, «история покажет», что гибель самого современного из кощеев произошла в Ираке. Там обломилась роковая игла. При всей неодолимой мощи американской военной машины она не столь эффективна в решении стратегических задач. Если, конечно, под стратегическими задачами не подразумевать хаотизацию стран и регионов.
Вывод американских войск из Ирака становится вероятным до неизбежности на фоне предстоящей для США операции «Преемник». Выборы 2008 года. Республиканцу должен наследовать республиканец (совсем смешно и похоже на нас получится, если новым президентом США станет губернатор Флориды Джеб Буш-младший-младший). Иначе, зачем все затевалось. Проясняются сбивчивые обещания президента Буша: «уйдем, а когда - не скажем»; а вместе - и недавний наезд на Багдад Д.Рамсфельда со странным для шефа Пентагона требованием выложить на стол готовенькую иракскую конституцию к 15 августа.
Вывод войск будет драматичен. Все начиналось славной операцией Буша-старшего «Буря в пустыне», и вот буря из пустыни уходит. Беда, что уходит неистощенной, подпитанной новыми, безответственно разбуженными силами.
Ситуация нехороша настолько, что привлекла внимание прижизненно легендарного политика Г.Киссинджера. Его статья в «The Washington Post» содержит попытку подключить опыт вьетнамской войны к решению иракской проблемы. «Командующий американскими войсками в этой стране генерал Джордж Кейси объявил, что Соединенные Штаты намерены начать вывод "довольно существенной" доли американских войск: У такого человека, как я, который был очевидцем мук нашего первоначального вмешательства во Вьетнаме при администрациях Кеннеди и Джонсона и который позже, при администрации Никсона, участвовал в принятии решения об уходе (из Вьетнама), заявление Кейси оживило горькие воспоминания. Ибо решение о выводе значительной части сил США в момент, когда война продолжается, является потенциально роковым (курсив наш)».
Г.Киссинджер указывает на зыбкость двух главных критериев, которыми предопределены сроки вывода войск: - как определить, настолько ли улучшилась ситуация с безопасностью, что можно спокойно уходить; - как оценить, достаточен ли «уровень подготовки иракских сил», чтобы доверить им страну.
Неловко вульгаризировать мысли патриарха, но эти вопросы можно прочитать и по-другому: - вывод войск зависит не от улучшения, а от ухудшения «ситуации с безопасностью», работает обратная пропорция: чем хуже, тем быстрее надо уходить; - при таком безрадостном раскладе смогут ли иракские силы безопасности хотя бы прикрыть уходящую армию от (сдержим язык) толчков в спину. Здесь пора бы оставить иракскую проблему, но невозможно пройти мимо еще пары деталей, которые так и торчат из текста.
Во-первых, это вопрос, которым задается бывший госсекретарь: «Можно ли конституционными средствами создать в Ираке подлинную нацию?» Само упоминание этой высокой миссии показывает: пройдет еще много времени, прежде чем США смирятся с отказом от надмирной функций господа Бога.
Во-вторых, мельком упоминается коварный замысел иракских повстанцев «превратить Ирак в базу подготовки к следующему раунду войны, вероятнее всего, в умеренных арабских странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия и Иордания».
После того, как эта мысль высказана, уже никогда не доказать, кому она принадлежит: повстанцам или совсем даже наоборот? А она ничуть не слабее затеи с саддамовым химоружием. «Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой», как писал Александр Сергеевич. Не истощается запас новых идей для новых войн.
Так или иначе, Штаты уходят. Военно-патриотическому чувству американцев предстоит долгий курс расслабляющего массажа, прежде чем оно сможет одобрить следующее подобное начинание. Те многие, кто не во всех случаях аплодирует американской политике, могут облегченно вздохнуть. Но игла ли обломилась? Или Ирак - пока лишь битая скорлупа от того яйца, в котором игла спрятана? Вспомним, о чем предупреждали аналитики: вывод американских войск из Ирака может оказаться верным знаком приближающегося нападения на Иран. В этом случае переброска военных контингентов послужит отличной маскировкой для реализации замысла.
Но именно сейчас эта авантюра была бы непомерной. Демонстративная прыть Ирана в ядерном вопросе объясняется отнюдь не упрямой реакционностью исламского консерватора М.Ахмади Нежада (не один же президент в Иране думу думает). Скорей всего, Тегеран сообразил, что миновал некий критический срок, после которого американцы его не достанут. Во всяком случае, не на этом витке.
Далее. Очередной облом американской иглы может состояться (или не состояться) в Азербайджане. Ни резкое обострение внутриполитической обстановки, ни столь же резкое обострение американской дипломатической активности в этой стране до сих пор никак не подвигнут президента И.Алиева к неизбежному. Речь идет о размещении американской военной базы на территории Азербайджана.
Кажется, в глазах как собственной, так и мировой общественности предлог к тому у бакинского лидера более чем благовидный. Раз уж «тиран узбекского народа» И.Каримов настолько залил кровью глаза, что выдворяет из своей страны американскую авиабазу, столь важную для борьбы с международным терроризмом, И.Алиев обязан эту базу пригреть на своей демократической и вестернизированный груди.
Как порядочный человек.
И.Алиева частенько упрекают в том, что не чета он своему отцу Гейдару. Однако здоровая политическая генетика подсказывает ему: кто быстро соглашается, тот так же быстро становится ненужным. К тому же слишком прозрачно: американская авиабаза, откочевав под Баку, поменяет не только дислокацию, но и цель. Новой целью окажется Иран.
Посадка американской базы в Азербайджане тоже входит в число знаков скорой и неминуемой войны между США и Ираном. Во всяком случае, это считалось очевидным еще полгода назад.
Однако с не меньшей вероятностью его можно толковать и наоборот.
Вашингтон, пусть временно, снял задачу давления на Китай (и Индию) через Иран. Но в этом случае глобальная задача лишь распадается на ряд локальных. Американская военная база в Азербайджане необходима для войны против Ирана. Но она еще более необходима, если вторжение отменяется. Покидая регион, Штаты просто обязаны позаботиться о его максимальной дестабилизации. Это сохранит предпосылки для возвращения - когда полегчает.
Лучшего рецепта надолго испоганить отношения между соседями, чем размещение военной базы, видимо, и быть не может. Южный Кавказ, лицом он повернут к России или спиной, как сейчас, был и будет неисчерпаемым источником поводов для разрушения стабильности. Например, тот хирургический набор, который подбирает ОБСЕ для разрешения карабахского конфликта, может способствовать его угасанию - но может и стимулировать новую вспышку. Любое решение проблемы Нагорного Карабаха возможно только на основе компромисса, а найти противников какого бы то ни было компромисса - не составит труда. Одним движением можно подпалить две страны из трех.
Грузия. По словам президента М.Саакашвили, она гордится тем, что участвует в проекте цивилизационного масштаба, каковым стал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Намек на высокое моральное удовлетворение понятен. Азербайджану - миллиарды, всей прогрессивной цивилизации несомненные выгоды, а Грузии - пятьдесят миллионов долларов за транзит?
Эта сумма никак не соответствует значению державы в современном мире.Тем более что она рискует самым дорогим, что у нее осталось - долиной Боржоми, а как раз в последние дни азербайджанский участок БДТ уже заполнен и нефть подтекает к этому национальному символу. Благодаря эколого-политическим начинаниям удалось срубить с «Би-Пи» еще сорок миллионов долларов на обустройство сильногазированной долины. Это прецедент.
Вспомним «Воронью слободку» в романе Ильфа и Петрова: склочный дом просто обречен загореться с пяти концов. А труба - с трех. По вине российских спецслужб или, на худой конец, армянских боевиков-экстремистов.
Нет, тут будет очень интересно.
Но это все еще не Евразия. По-настоящему великая шахматная доска открывается по другую сторону Каспийского моря.
Президент Киргизии К.Бакиев сдался. Не успел он покинуть Астану с ее саммитом, как прилетел к нему Д.Рамсфельд, и К.Бакиев закивал. Пусть остается в Киргизии ваша авиабаза столько, сколько надо. И - положа руку на сердце, - скажите, кто ждал иного, и кто упрекнет президента?
Но все-таки, с какой театральной легкостью, буквально в одно касание, показала Америка прочность Шанхайской организации сотрудничества.
Кстати, более серьезное воздействие Штаты оказали на Индию. Этой стране обещано содействие в освоении мирного атома, несмотря на то, что такой шаг противоречит Договору о нераспространении ядерного оружия: никаких технологий для обладателей ядерного оружия, к этому договору не присоединившихся. Теперь, вероятно, Индия не будет таким уж заинтересованным наблюдателем в составе ШОС.
Но вернемся в центр континента. Что бы ни говорилось о президенте Узбекистана И.Каримове, вряд ли кому-нибудь, кроме него самого лучше известно: - в Узбекистане ничего нельзя предпринять быстро, за исключением «революции»; - медленно в Узбекистане ничего тоже сделать нельзя, потому что страна взорвется задолго до того, как ее модернизируют; - вся ответственность за маневрирование между «быстро» и «медленно» с возможными последующими жертвами ложится на единственную в поле сильную фигуру - И.Каримова.
А главное, что понимает президент, - никогда, ни в этой, ни в следующей жизни не простят ему американцы требования вывести авиабазу. После этого демарша И.Каримов - чуть ли не новое воплощение Саддама Хусейна.
Теперь уже не имеет никакого значения спор: внутренние ли враги, нажитые диктатором, будут свергать его режим, или внешние. Они, безусловно, едины. Демократические завоевания американцев в Афганистане вдохновят новых борцов за справедливость навестить Ферганскую долину, и ее, вероятно, придется сдать, чтобы всеми силами защищать Ташкент.
Киргизия в таком раскладе пострадает обязательно. Ущерб будет нанесен репутации как раз «южного» лидера страны К.Бакиева. Возможно, он будет возмущен: «я кивал!». И что? Его предшественник А.Акаев кивал тоже.
Такой горячей точки, как Ферганская долина, если с умом использовать ее разрушительный потенциал, хватит на десятилетия. А больше пока Штатам ничего и не требуется: там, где не могут управлять они, не должен управлять никто.
В Центральной Азии нет такой страны, о которой не говорили бы: «имеет исключительное геополитическое положение». Допустим, так; но более всего это можно отнести к Казахстану.
Можно также поверить многочисленным публикаторам, утверждающим, что запас внутриполитической стабильности Казахстана приблизительно равен его запасам нефти. Но тогда надо признать, что стабильность страны - главный источник угроз. Ибо стоит ли разваливать страны, которые и сами могут рано или поздно обрушиться просто в силу истощения основного источника стабильности?
Но это - риски отдаленного будущего, а разваливать придется гораздо раньше, и вот почему. Запланировано строительство нефтепровода, по которому Казахстан собирается поставлять в Китай ежегодно до 70 млн. тонн нефти. К тому времени, когда он будет построен, Казахстан будет добывать около 100 млн. тонн в год. Вот и готовый ответ на вопрос, кто и кому намерен стать главным партнером в блистательном для всего человечества XXI веке.
Это вам не узбекская пощечина, это гораздо серьезнее и никак не согласуется с воззрениями Соединенных Штатов на судьбы мира.
Какими гарантиями стабильности располагает современный Казахстан?Успешная экономика. Доля «нефтянки» в промышленности за пятнадцать лет с четырех с небольшим процентов перевалила за пятьдесят. Доля обработки падает. Динамика указывает на тенденцию к превращению в сырьевую экономику. Конечно, можно опровергать эту тенденцию громадьем казахстанских планов. Но планы эти останутся пропагандой до тех пор, пока кто-нибудь не укажет то теплое местечко в мировом разделении труда, которое придерживают для Казахстана. Миру требуется сырье; с производством всего остального он неплохо справляется и без новичков. Новичкам приходится пробиваться с боем, брать и числом и уменьем, как сделал это Китай.
Стабильность в экономике и в обществе неразрывно связана со структурой собственности. Не прошло года с тех пор, как президент Н.Назарбаев дал ей такое описание: «Около десяти мегахолдингов контролируют практически восемьдесят процентов всего ВВП Казахстана. Эти холдинги, помимо основной деятельности, через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций, что приводит к неэффективности и отсутствию транспарентности их деятельности. Они, как правило, против возникновения конкурентов, а потому являются тормозом развития малого и среднего бизнеса. Как следствие, уход от налогообложения и трансфертное ценообразование, проблемы в отношениях менеджер - акционер, наличие барьеров к развитию фондового рынка, малого и среднего бизнеса».
Цитата, по меньшей мере, указывает на скрытый конфликт, на то, что отношения между властью и олигархами не столь радужны, как рисуют некоторые политологи, например: «Структура владения крупной собственностью в республике менее взрывоопасна - в Казахстане практически нет крупных олигархов - если они не связаны с семьей Назарбаева, - которые бы играли в политическую игру». Связь олигархов с «семьей», будто бы прочная, конечно, обнадеживает. С другой стороны эксперты казахстанского «Центра социальных технологий», отвечая в июле нынешнего года на вопрос «Что или кто мешает движению казахстанского общества вперед?», на первом месте указали коррумпированность власти. Это цена, которую приходится платить за самую простую из разновидностей стабильности - олигархию.
Тема улучшающегося социального самочувствия казахстанцев чрезвычайно интересна и заслуживает отдельного разговора. Хорошее социальное самочувствие - неиссякаемый источник стабильности страны. Однако здесь тоже встречаются отдельные проблемы.
Так, сошлемся на статью казахстанского публициста Э.Байдена «Чужие-V». Она затрагивает едва ли не самую актуальную угрозу современного мира - исламский экстремизм. Речь в ней о казахах-репатриантах, оралманах. Первые строки: «Может оказаться, что государственная программа по возвращению этнических казахов на историческую родину была серьезной и может быть фатальной ошибкой:». Далее автор указывает, что «с приходом оралманов происходит процесс стремительной исламизации общества».
Сплюнем и поделим на десять. Однако, исламизация общества - это не только сам по себе процесс, это и индикатор, лампочка тревожного сигнала, которая указывает на трещины в единстве того же общества. Экстремальный ислам успешно атакует, потому что он несет в себе заряд борьбы за социальную справедливость. Полбеды, что есть, кому пропагандировать. Хуже, что есть и кому слушать пропагандиста.
Словом, в стране есть куда вбивать клинья. «Хорошая новость» - вероятный откат прямого американского военного давления на «Большой Ближний Восток», отказ от вторжения в Иран - не уменьшает тревоги. Да, армия США, обрушенная на Ирак, - не та машина, которую можно безнаказанно раскочегаривать раз в пять или даже раз в десять лет. Но спокойного прогноза не предвидится. На практике это означает: костер не удался, но угли разлетаются по всему региону и грозят пожаром ровно такого же масштаба.
Это означает, что пора готовиться к иным угрозам и к иным ответам. Во всяком случае, завершающийся, по всей видимости, виток имперского натиска добавил ясности: особенность Евразии, где все страны «центральны» и «исключительны по геополитическому положению», или по запасам ресурсов, или по любым иным признакам в том и заключается, что их судьбы не пишутся по отдельности.
Надо бы затоптать угли.:В начале нашей эры, сразу после того, как угроза имперского порабощения германских племен миновала, те сгоряча собрались пойти на Рим. Но для начала решили выявить и наказать римских приспешников среди своих - и передрались. Их междусобойные войны длили жизнь Римской империи еще целые столетия.
DUMAEM.RU