Интеллигентно встретились. Мастера культуры СНГ хотят единого пространства
Коммерсантъ
В Государственном литературном музее А. С. Пушкина состоялась встреча творческой интеллигенции стран СНГ. Собравшиеся на конференцию деятели культуры России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Молдавии размышляли, как восстановить общее культурное пространство. Ход их мысли с трудом пыталась уловить МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ.
Весной следующего года должен состоятся первый форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества. Чтобы сформулировать задачи форума, в Москву съехались режиссеры, писатели, ученые, ставшие в своих государствах еще и чиновниками. Присутствовали, в частности, ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор Национального университета Узбекистана Равшан Ашуров, президент Кинофестиваля стран СНГ и Балтии Виктор Мережко, председатель Конфедерации союзов кинематографистов Рустам Ибрагимбеков, главный дирижер Киевского театра оперы и балета Владимир Кожухарь, актер Богдан Ступка, президент Международной конфедерации театральных союзов Кирилл Лавров. За 14 лет представители культуры бывшего СССР в таком формате не встречались ни разу.
Казалось бы, это хороший повод обсудить реальные проблемы, но участники собрания предпочли большую его часть посвятить риторике, выдержанной в духе лучших советских традиций (в этом же стиле составлено и обращение к главам государств СНГ по результатам встречи). Среди сетований о разрушении единого культурного пространства, заклинаний о воспитании подрастающего поколения в духе гуманизма и призывов не забывать старых друзей практически совершенно потонули практические вопросы. Например, волнующая главного редактора журнала "Дружба народов" нехватка переводческих кадров. Или вполне конкретные инициативы Рустама Ибрагимбекова, касающиеся кинопроката и кинопроизводства.
Определить направление совместной культурной деятельности пытались исходя из советских воспоминаний и европейского опыта. Драматург Виктор Мережко так и заявил: "Если Европа объединяется, какого черта мы разобщаемся!" Но как объединить советскую схему культурного взаимодействия, в которой гегемоном все-таки была русская культура, с европейской либеральной системой, так и не придумали. Вновь ориентироваться на "большого брата" согласны немногие, о чем свидетельствовала реплика одного из зарубежных гостей: "А что, собственно, вы-то нам можете предложить?" Вопрос повис в воздухе - участники встречи интеллигентно избегали слова "рынок", которое в этой ситуации было бы как нельзя более уместно. И заговорили о нем только в кулуарах.
--------------------------------------------------------------------------------
"Самоидентификация - это самоизоляция"
Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии МИХАИЛ Ъ-ШВЫДКОЙ заявил Ъ, что культурное объединение стран бывшего СССР вопрос не идеологии, а рынка.
- Здесь собрались люди, которые прекрасно понимают, что рынок почти в 250 млн человек лучше, чем рынок в 5 млн, или в 50, или даже в 145. Скажем, для русского кино, которому не так легко прорваться в коммерческий прокат даже в Центральной Европе, конечно, проще осваивать пространство, в котором сохранились навыки смотрения русского кино. И для эстонца Яна Кросса, одного из выдающихся писателей второй половины XX века, русский рынок - это важно. Сегодня русское кино выпускает 140 единиц в год - это интересный рынок для актеров из близлежащих стран. С моей точки зрения, за этим объединением сегодня нет никакой общей идеологии, кроме идеологии гуманизма, толерантности. То есть я считаю, что здесь действует некая прагматика.
Я могу сказать только одно: самое страшное - это самоидентификация - на самом деле это самоизоляция, понимаете? Это тупиковый путь. В Европе в 90-е годы все разбежались, все друг другу осточертели и все кричали, что мы сами, мы такие крутые, мы независимые и т. д. А сейчас объединительные процессы идут и в Европе, и в Америке. Причем у нас, в отличие от других стран, есть колоссальный опыт в этом деле. Потому что есть и личные отношения, и исторические традиции, ведь это не советская власть придумала - эти отношения насчитывают столетия.
Когда сейчас ностальгируют по советской жизни, надо понять, что в 30-е годы все страны потеряли национальную интеллигенцию, в том числе и Россия: под флагом борьбы с буржуазным национализмом просто рубанули ее под корень. Так что когда сейчас ностальгируют о советской жизни, то ностальгируют на самом деле о возможностях, которые были у творческой интеллигенции. Но творческая интеллигенция, научная интеллигенция вообще никогда не будет жить так, как она жила при советской власти - не потому, что она жила там абсолютно хорошо, а потому, что она была выделена: мы все, и я в том числе, выполняли функцию идеологических работников. Нам платили не за искусство - это иллюзия, нам платили за идеологию.
--------------------------------------------------------------------------------
"Почему бы не скооперироваться?"
Председатель Конфедерации союзов кинематографистов РУСТАМ Ъ-ИБРАГИМБЕКОВ рассказал Ъ, зачем ему нужно культурное объединение.
- В принципе культурный обмен более или менее налажен: обмен фильмами, фестивали, в Баку и в Москве проводятся форумы, но практически нет возможности создавать совместно фильмы и прокатывать их на это пространство. Нужно, чтобы в самое ближайшее время была принята конвенция о признании прокатного удостоверения единого образца. Если, к примеру, картина сделана в Грузии, ее можно было бы прокатывать на всем пространстве СНГ и Балтии. Необходимо межправительственное соглашение о временном ввозе и вывозе пленок, оборудования. Нужен межправительственный договор о совместном кинопроизводстве. Необходимо разобраться с механизмом начисления гонораров авторам. Практических задач у форума будет очень много. Я перечислил только те, что касаются киноиндустрии.
С 1995 года существует соглашение о сотрудничестве в области кино. В других республиках это соглашение было давно принято, но российский парламент его до сих пор не ратифицировал. В результате ввезти в Россию фильм или вывезти его сложнее, чем в Европу. Впрочем, прокат мы уже безвозвратно потеряли. Все кинотеатры забиты голливудскими фильмами. Но кинопроизводство еще можно спасти. Почему бы не скооперироваться? Скажем, Россия выделяет на производство 150 тыс. и Узбекистан - 150, на эти деньги уже можно снять хороший фильм.