В Андижане снова неспокойно
В нападении на узбекские города подозревают исламских радикалов
01 июня 2009, Новая Политика
Четыре года спустя после подавления вооруженного мятежа в Андижанской области Узбекистана ситуация в этом конфликтогенном регионе Ферганской долины вновь обострилась. На прошлой неделе появилась информация о новых столкновениях в регионе. Поначалу органы государственной власти Узбекистана не комментировали сложившуюся в области ситуацию. Из официальной информации появилось только заявление руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Узбекистана Светланы Артыковой, по словам которой, в ночь на 26 мая в городе Ханабад Андижанской области произошло вооруженное нападение на блок-пост, но жертв и разрушений нет.
Затем появилось более подробное сообщение Генеральной прокуратуры, сообщившей, что имели место сразу два инцидента. В ходе первого из них в ночь с 25 на 26 мая группа из 2-3-х человек совершила вооруженное нападение с использованием взрывного устройства на блок-пост милиции при въезде в Ханабад. Ранение получили один сотрудник милиции и один из нападавших, которому в результате удалось скрыться. Позднее, в самом Андижане на улице Фитрата неизвестным был произведен самоподрыв, приведший к гибели одного сотрудника милиции и ранению нескольких граждан. По предварительной версии Генпрокуратуры, "группа бандитов проникла на территорию Андижанской области из соседнего Кыргызстана".
26 мая вся линия границы между Андижанской областью Узбекистана и Джалал-Абадской областью Киргизии была полностью закрыта со стороны Узбекистана. В Киргизию пропускали только жителей расположенного на ее территории узбекского анклава Сох, а также приграничных районов. К границе были стянуты внутренние войска, в Андижан введена бронетехника, на дороге Ташкент-Андижан установлены дополнительные посты спецподразделений, а все чайханы, увеселительные заведения и общественные места в Ханабаде были закрыты. В узбекском сегменте интернета был заблокирован доступ к некоторым новостям на русскоязычных ресурсах Newsru.com и Lenta.Ru, а в ряде пограничных районов Андижанской области по распоряжению местных властей отключена сотовая связь.
Реальные последствия андижанских событий можно будет оценить лишь некоторое время спустя
Вскоре закрыты были не только киргизско-узбекская, но и узбекско-таджикская, а также таджикско-киргизская границы. 26 мая был закрыт контрольно-пропускной пункт "Андархан" на границе Узбекистана с Таджикистаном, куда были введены танки и БТР, а со стороны Киргизии перекрыта граница между Баткенской областью и Исфаринским районом Таджикистана. Территории всех трех республик, между которыми разделена Ферганская долина, тесно связаны друг с другом множеством родственных, этнических и экономических связей, поэтому закрытие границ стало волне логичной и естественной мерой безопасности. У Киргизии и Узбекистана для этого есть и серьезные "исторические" основания. В ходе вторжения вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в 1999-2000 гг. они проникали из Таджикистана в Киргизию, а далее в Узбекистан.
Утром 27 мая по местному телевидению выступил хоким (губернатор) Андижанской области Ахмаджон Усманов, который подтвердил сделанное ранее заявление Генпрокуратуры. По его словам, для "нейтрализации террористов приняты все меры и причин для беспокойства населения больше нет", однако гражданам надо быть бдительными. Несмотря на успокаивающие заявления властей, признаки чрезвычайной ситуации в городе ощущались. До конца учебного года были отменены занятия в школах, не работали детские сады, люди боялись выходить на улицы. Центральная площадь города была блокирована армейскими частями. 28 мая, когда ситуация нормализовалась, блокада границы с Киргизией была отменена.
Заявление о том, что нападавшие пришли в Узбекистан с территории Киргизии, власти последней опровергли. По словам заместителя председателя Пограничной службы республики Чолпонбека Турусбекова, заявление Генпрокуратуры Узбекистана является дезинформацией. Ранее "РИА "Новости" со ссылкой на представителей МВД Киргизии сообщило о том, что на узбекской стороне границы на посту "Ханабад" произошла перестрелка. Предположительно, есть раненые. Кроме того, источник агентства уточнил, что "с киргизской стороны в районе пункта перехода границы видны следы крови, которые находятся на территории соседнего государства".
"Интерфакс", ссылающийся на сотрудника ОВД Ханабада, сообщает, что нападение, по предварительным данным, совершили боевики Исламского движения Узбекистана. Прояснились и детали ночной перестрелки в Ханабаде, которую слышали в Киргизии. По сведениям "Интерфакса", было совершено нападение на городской Отдел внутренних дел и Службы национальной безопасности, которые расположены в одном здании, причем всем нападавшим удалось скрыться. По данным источника агентства, работающего в силовых структурах Узбекистана, нападавших было не более пяти человек.
В то же время, "Фергана.Ру", ссылаясь на местных жителей, сообщает, что нападавших было как минимум 20 человек, вооруженных автоматами. 27 мая интернет-ресурс со ссылкой на узбекского правозащитника Саиджахона Зайнабитдинова сообщил, что во время вооруженных столкновений был убит один сотрудник милиции и двое участников нападения, около 15 человек получили различные ранения. "Фергана.Ру" также сообщает, что около 16 часов на улице Фитрат в Андижане прогремел еще один взрыв возле масложиркомбината. По версии оппозиционного узбекского сайта Uznews.net, взрывов было как минимум четыре - помимо инцидента возле масложиркомбината, было взорвано два магазина и престижная столовая недалеко от областной администрации, а число погибших во время боев в Ханабаде и Андижане составило как минимум 16 человек.
О деятельности организации "Исламский джихад" в Узбекистане известно довольно мало
Ответственность за взрывы, по данным Uznews.net, взяла на себя малоизвестная организация "Исламский джихад", в заявлении которой говорится, что "одна группа моджахедов подразделения "Маверанахр"... провела вооруженное нападение на отделения милиции и СНБ города Ханабада Андижанской области. Моджахеды выполнили свои задания и благополучно, без потерь вернулись в свою ставку". "Исламский джихад" принял на себя ответственность и за взрывы, объяснив свои действия "местью репрессивному режиму президента Каримова, повинному в убийствах невинных мусульман". Учитывая, что заявление "Исламского джихада" появилось уже после завершения столкновений, и никаких деталей нападения, способных подтвердить его достоверность, в нем не фигурировало, Uznews.net подозревает в организации этих инцидентов СНБ Узбекистана, заинтересованную в усилении своего влияния.
О деятельности организации "Исламский джихад" в Узбекистане известно довольно мало. Впервые она заявила о себе на территории республики в марте 2004 г. серией взрывов, унесших жизни 47 человек. О существовании "Исламского джихада" в Узбекистане также упоминается в ежегодном докладе Госдепартамента США по проблемам терроризма за 2007 г. Впрочем, состав этой организации, ее руководство, цели и задачи так и остались неизвестными. Высока вероятность того, что организаторы вооруженных нападений на блок-пост, здание ОВД и СНБ в Ханабаде, а также взрывов в Андижане останутся неизвестными и на этот раз.
Для России, имеющей значительные интересы в нефтегазовой и телекоммуникационной отраслях Узбекистана, а также заинтересованной в сохранении на территории региона военно-политической стабильности, события в Андижане представляют интерес в плане влияния на внешнеполитический курс республики, который в конце 2008 г. вновь отчетливо качнулся в сторону Запада. Однако реальные последствия андижанских событий можно будет оценить лишь некоторое время спустя, когда их воздействие на внутреннюю и внешнюю политику страны станет очевидным.
Ключи: Узбекистан, Андижан, Ханабад