Н.Анаркулов: Справедливы ли водные претензии к Кыргызстану?
12:45 01.06.2009, ЦентрАзия
Несколько дней назад Национальное информационное агентство Узбекистана (uza.uz) опубликовало очередную статью о проблемах водопользования. Автор статьи "Слово о воде должно быть взвешенным и ответственным" О.Раджабов описывает Кыргызстан как страну, которой не указ международные нормы в вопросах водопользования.
В частности, он указывает, что Кыргызстан игнорирует интересы водопользователей в республиках, расположенных ниже по течению рек: "Вопросы рационального использования водно-энергетических ресурсов региона заняли важное место на Форуме государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, состоявшегося 28 апреля 2009 года в Алматы. В ходе этого Форума поднимались различные точки зрения по вопросу использования водных ресурсов в регионе, что является вполне естественным, если учесть интересы государств региона, расположенных в верхней и нижней части стока трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи".
"Отдельные участники дискуссии, представлявшие страны, расположенные в верховьях, - продолжает автор, - пытались декларировать идеи взимания в той или иной форме платы за водные ресурсы трансграничных рек и даже сделали громогласные заявления, что данную позицию поддерживает Всемирный банк. Однако более внимательное по существу рассмотрение этого вопроса с учетом накопленного мирового опыта говорит о несостоятельности такой постановки вопроса".
"До сих пор нет прецедента, чтобы страны, расположенные в низовьях, платили за воду государствам в верховьях. Это не предусмотрено ни в одном международном правовом документе ООН и других международно-признанных организаций, определяющих статус трансграничных водных ресурсов и права прилегающих государств. Трудно себе представить, чтобы, скажем, Швейцария потребовала взимание платы с Германии, Франции или Нидерландов за то, что с ее территории начинается река Рейн. Или, скажем, Германия, откуда берет свои истоки самая длинная река Европы - Дунай, затребует плату с десятка стран, по которой она протекает",- заявляет автор.
Также, он настаивает на том, что доклад "О взаимосвязи водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии, улучшение регионального сотрудничества в бассейне Сырдарьи" специалиста Всемирного банка опубликован в формате 'рабочей статьи': "Кстати, в этом разделе Всемирного банка присутствуют 14 тысяч подобных материалов, которые не являются официальным мнением этой авторитетной международной организации, а лишь "мыслями вслух" его отдельных сотрудников: Согласно уставу Всемирного банка, его официальной позицией являются только решения, одобренные Советом директоров банка, представляющего интересы всех стран-учредителей".
Сегодня, как пишет О.Раджабов, некоторые эксперты и даже государственные чиновники центрально-азиатского региона игнорируют тот факт, что гигантские гидротехнические сооружения в Центральной Азии создавались в советское время в интересах всех республик, расположенных в бассейне трансграничных рек. По его мнению, Токтогульское водохранилище строилось для всех республик и должно было в первую очередь повысить водообеспеченность на одном миллионе гектаров орошаемых земель в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане и, не изменяя ирригационный режим водохранилища, вырабатывать 4,1 млрд киловатт-часов электроэнергии для собственных нужд Кыргызстана. Сегодня же, как утверждает автор, "Токтогулка" вырабатывает в два раза больше электроэнергии: "К чему это приводит, известно - к искусственному созданию маловодных условий в летний период для стран, расположенных ниже по течению реки Сырдарьи, то есть Узбекистана, Таджикистана и Казахстана".
"Вопросы рационального и разумного использования водно-энергетических ресурсов в интересах всех стран и народов, проживающих в этом регионе, - крайне тонкая и деликатная тема, которая не терпит одностороннего подхода",- заключает О.Раджабов.
Во многих материалах узбекских информационных агентств тема водопользования поднимается без глубокого анализа ситуации в странах, расположенных вверх по течению. Вот, к примеру, какие заголовки в разгар энергетического кризиса в Кыргызстане приводили журналисты другого узбекского агентства, "Узинформа": "Правду говорить - и ложь творить? Энергетический кризис в Кыргызстане грозит катастрофой всему региону", или же: "Правду говорить. Часть вторая. Отключение мозгов". Все подобные материалы содержат критику в адрес руководства Кыргызстана. Не учитываются даже те обстоятельства, когда Кыргызстан, несмотря на "веерные отключения" для своих граждан, полностью выполнил свои обязательства по водопользованию. При этом Узбекистан совершенно не участвует в вопросах содержания водохранилищ, а на это тратятся немалые финансовые ресурсы. Казахстан же, в отличие от Узбекистана, покупает кыргызскую электроэнергию в летний период, так как знает, во что это обходится.
В ходе того же форума по спасению Арала, о котором упоминает О.Раджабов, президент Кыргызстана открыто заявил, что республика в настоящее время столкнулась с угрозой значительного уменьшения запасов пресной воды. К примеру, по причине глобального потепления климата из 8200 ледников общей площадью около 8,17 тысячи квадратных километров в последнее время на Тянь-Шане и Памиро-Алае растаяло более 2000 ледников, которые отступают со средней скоростью 8 метров в год. Это влияет на водность рек, растительность и, в первую очередь, на изменение климата Центральной Азии.
"В связи с этим назрела насущная необходимость проведения экстренных мероприятий по сохранению зоны формирования рек, восстановлению и расширению лесного фонда с учетом их влияния на режим стока рек, что, в целом, требует привлечения значительных финансовых ресурсов. В этих целях необходимо направление средств Фонда спасения Арала на восстановительные работы в зонах формирования рек Амударья и Сырдарья. Предельно ясно, что в случае дальнейшего сокращения водных ресурсов в зоне формирования рек, в низовьях Амударьи и Сырдарьи управлять и делить скоро будет нечего",- отметил глава кыргызского государства.
Президент заявил, что во все периоды объемы попусков воды из Токтогульского водохранилища не снижались ниже естественных, а в маловодные периоды даже превышали естественные уровни благодаря компенсирующей способности водохранилища. "При этом хочу особо отметить, что основная нагрузка по разрешению проблем маловодья прошлого года и суровой зимы легло на плечи населения Кыргызстана, которое на себе испытало все тяготы дефицита электроэнергии и веерных отключений, направленных на сохранение воды. Тем не менее, попуски воды летом 2008 года были в пределах ежегодных. Стратегическим вопросом, требующим разрешения, здесь может быть только сближение ирригационного и энергетического графиков попусков воды и компенсационных поставок топливных ресурсов, что и должно являться предметом межгосударственного сотрудничества заинтересованных сторон и применения водосберегающих технологий. Кыргызская сторона намерена и дальше выполнять свои обязательства", - заключил К.Бакиев.
Веерные отключения электроэнергии в Кыргызстане отменены только в апреле 2009 года. В зимний период отключения производились по 6-10 часов в сутки, и эти тяготы, как справедливо заметил президент, население Кыргызстана несло, в том числе ради интересов поливной кампании соседних стран. А что касается экспертных оценок Всемирного банка по строительству ГЭС Камбарата 2 и 1, то они неоднократно заявляли: это позволит Кыргызстану вырабатывать большее количество электроэнергии зимой без увеличения зимних сбросов воды, а также значительно увеличат летнюю выработку.
"Испытываемый дефицит воды превратился в нешуточную проблему для Узбекистана, Казахстана и Туркменистана, которые расположены в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи. Узбекистан категорически не приемлет строительство мощных гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек региона,- комментирует политолог, член экспертного совета медиа-холдинга "Лидер" (Азербайджан) Сахиль Искандеров. - По мнению президента Узбекистана И.Каримова, после ввода в эксплуатацию Рогунской ГЭС в Таджикистане, а также Камбаратинских ГЭС-1 и -2 в Кыргызстане, негативные результаты этого шага еще больше усугубят положение в вопросе соблюдения водно-энергетического баланса в регионе и снизят объемы поступления воды в Узбекистан. Поэтому официальный Ташкент настаивает на том, что прежде чем приступить к строительству больших ГЭС, необходимо заручиться согласием соседей, а также провести международную экспертизу под эгидой ООН. В свою очередь, находящиеся в тисках политико-экономического кризиса практически за все постсоветские годы Таджикистан и Кыргызстан не в состоянии оплачивать поставки энергоресурсов по мировым ценам и поэтому намерены развивать собственную гидроэнергетику. Позицию Узбекистана поддерживают Туркмения и, особенно, Казахстан. Странно, что требующие от Кыргызстана и Таджикистана взаимопонимания в водном вопросе, другие страны региона, владеющие солидными запасами энергоносителей, не хотят им продавать нефть и газ по сниженным ценам, как этого просят Бишкек и Душанбе".
Одина Рустамбекова в своей статье "Кому нужен образ злого Узбекистана?" пишет: "На самом деле, выказывая газовые претензии к Узбекистану, Кыргызстан и Таджикистан скорее демонстрируют свою неспособность установить жесткую систему контроля для пресечения у себя крупномасштабных хищений голубого топлива, предпочитая списывать все промахи на страну-поставщика. Факт разгула коррупции на топливно-энергетическом рынке этих стран подтверждается даже самими ответственными чиновниками этих двух республик. Отсюда и возникает проблема задолженностей с большими нулями в конце, в результате чего Узбекистан естественным образом вынужден перекрывать вентиль газовой трубы и получать за свои логичные действия непонятные упреки".
"У Кыргызстана с Таджикистаном продолжает вызывать возмущение и установленная на 2009 год цена в размере 240 долларов за тысячу кубометров узбекского газа. Вспомним, что после Нового 2009 года Украина за такой же объем газа платит России 360 долларов; Венгрия - 400; Польша, Словакия и Чехия - по 450; Румыния - 470; Австрия и Германия - по 480; Литва - 500 долларов соответственно,- пишет она.- Что касается намерений кыргызских и таджикских властей торговать водой в обмен на природный газ, то такой факт нельзя растолковать иначе, как возврат в эпоху невежества. Вода - это дар, который сам сочится из недр природы и сам пробивает себе дорогу. Совсем другая история с доставкой газа. Все хорошо понимают, что это - не естественный процесс. Он связан с огромными издержками: разведка, добыча, транспортировка, прокладка труб и прочие нюансы, каждый из которых требует огромных финансовых затрат и человеческих усилий. И об этом прекрасно известно как в Бишкеке, так и в Душанбе".
В 1998 году в свет вышел труд кыргызского патриарха Турдакуна Усубалиева "Вода - дороже злата. Водные ресурсы Кыргызстана - национальное богатство". Автор пишет, что к тому времени Токтогульское водохранилище в среднем за год давало Узбекистану, Казахстану и Таджикистану 11 миллиардов кубометров воды. Кировское и Орто-Токойское водохранилища давали Казахстану 980,8 миллиона кубометров воды, а Папанский гидроузел ежегодно обеспечивал Узбекистан 77 миллионами кубометров воды. Но взамен Кыргызстан ничего не получал и до сих пор не получает.
"А когда наша сторона поднимает вопрос оплаты, соседи ссылаются на Алматинское соглашение от 18 февраля 1992 года, в котором, в частности, говорится: "Признавая общность и единство водных ресурсов региона, стороны обладают одинаковыми правами на пользование и ответственность за обеспечение их рационального использования и охрану". Однако это соглашение не имеет законной силы. Подписавший его с нашей стороны тогдашний министр мелиорации и водного хозяйства Мейраждин Зулпуев не имел на это полномочий. К тому же это соглашение не было ратифицировано парламентом Кыргызстана",- отмечает Т.Усубалиев.
По его информации, содержание ирригационных систем обходится Кыргызстану в 25 млн долларов (по ценам 2001 года), из них доля нашей страны составляет 10 млн, а 15 млн должны платить Узбекистан и Казахстан. В 2001 году был принят закон "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений", который признает право собственности государства на водные ресурсы, объекты и водохозяйственные сооружения в пределах своих территорий, а также предусматривает финансирование межгосударственных водохозяйственных программ на паритетной или долевой основе. Как отмечает Т.Усубалиев, Казахстан признает правомерность этого закона и даже выплачивает определенную компенсацию Кыргызстану, а Узбекистан не признает.
В своей книге Т.Усубалиев также пишет, что Кыргызстан уже не в состоянии должным образом содержать и эксплуатировать межгосударственные ирригационные объекты только своими материально-техническими и финансовыми возможностями: "В этих трудных экономических условиях Кыргызстан вынужден рассматривать свои водные ресурсы как товар. Такая политика основывается на международных правовых нормах, и она отвечает и интересам соседних государств, использующих водные ресурсы Кыргызстана. До сих пор существующее бесплатное пользование водными ресурсами Кыргызстана со стороны центрально-азиатских государств дальше не может быть сохранено, этого требуют коренные изменения, происшедшие в государственной жизни бывших советских республик, ныне независимых государств".
Труд Героя Кыргызстана Т.Усубалиева доказывает, что вода - не просто дар, как пытается доказать Одина Рустамбекова. Сбор воды тоже требует, как и нефть с газом, огромных финансовых затрат и человеческих усилий.
29 мая 2009 года. Нургазы Анаркулов
Источник - КАБАР