Евразийская площадка: Кыргызстан намерен оттянуть на себя сделки с товарных бирж США
01/06-2009 11:54, Бишкек - ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
Кыргызстан намерен оттянуть на себя сделки с товарных бирж США. Правительство КР рассчитывает создать на Тянь-Шане евразийскую торговую площадку, которая теснее свяжет рынки Востока с Западом. Об этом и многом другом рассказал ИА «24.kg» министр экономического развития и торговли Кыргызстана Акылбек Жапаров, ответивший на вопросы агентства.
- Парламент одобрил инициированные вами поправки в Закон «О товарной бирже и биржевой торговле КР». Зачем вносились изменения в правовую базу, что это даст Кыргызстану?
- Нам бы хотелось стать той торговой площадкой, где происходит переток товаров из Азии в Европу. В таковую Кыргызстан и превращается. В 2008 году мы, к примеру, наторговали на 30 процентов больше, чем произвели ВВП. Объем товарооборота в Кыргызстане достиг $5,8 миллиарда. То есть мы, по сути, движемся по пути Сингапура, Шанхая и Объединенных Арабских Эмиратов. Но чтобы достичь такого же значения для мирового пространства, нам необходимы биржи. Поэтому в ближайшее время будем налаживать их работу.
Сейчас если взглянуть, как развивается наша торговля с другими странами, можно увидеть: сделки у нас заключаются старыми способами. Люди встречаются друг с другом, подписывают и заверяют договора. Но ведь можно значительно облегчить этот процесс, сделать его проще и удобнее.
Мы проанализировали ситуацию и поняли, что в Кыргызстане существует потребность в создании условий для торгово-посреднической деятельности, электронных торгов. Требуется что-то наподобие Чикагской биржи. Но для реализации этой идеи мешает закон, принятый еще в 1992 году и вошедший в противоречие с Гражданским кодексом, принятым в 1996-м. ГК КР, например, обязывал нотариально заверять сделки. То есть смысла торговать на бирже не было.
После того как президент подпишет одобренный парламентом законопроект, в Кыргызстане станет допустимым торговать или обмениваться не только самим товаром как физической массой. Появляется возможность проводить электронные, селекторные сделки. Мы вводим понятия форвардных, фьючерсных и опционных торгов, совершаемых во всем мире.
- Можно ли рассчитывать в 2009 году на увеличение товарооборота Кыргызстана с другими странами в связи с глобальным кризисом?
- Думаю, в 2009 году товарооборот такими же темпами, как в 2008-м, когда объем внешнеторговых операций увеличился на 60 процентов, расти не будет. Надеюсь, что сохраним уровень прошлого года и объем товарооборота, несмотря на глобальный кризис, достигнет $6 миллиардов. По итогам I квартала уже зафиксирован 5-7-процентный рост.
- А с развитием товарной биржи?
- Если наладим нормальную работу товарной биржи, то боюсь даже загадывать. В ближайшие два-три года объем торгов на ней может достигнуть $1 миллиарда.
- Что может этому способствовать?
- В США, вы только представьте, действуют 11 товарных бирж. Чтобы совершать сделки в той же Азии, люди регистрируются там. И только потом товар идет в Европу. Нам представляется, что логичнее создать такую площадку у нас - в Центральной Азии. Ведь, согласитесь, кажется странным, когда зерно России или тот же газ выставляют на торги в Чикагской бирже, чтобы потом продать нам или нашим соседям.
Думаю, постепенно Кыргызстан превратится в удобную торговую площадку между Азией и Европой. Товарная биржа, отвечающая современным стандартам, с возможностью совершать сделки через интернет, с предоставлением гарантий со стороны банков, страхования операций сделок, станет в этой сфере первым большим шагом.
- А не повлияют ли на товарооборот между Кыргызстаном и другими странами, работу продвигаемой вами торговой площадки таможенные и пограничные барьеры, устанавливаемые соседними республиками?
- Законы рынка таковы, что их нельзя жестко регулировать административными методами. Здесь, как в любви, границ нет. Где выгодно товар продавать, там он и реализовывается. И запретить этот процесс не получается.
Например, недавно правительство Казахстана внесло в парламент законопроект, воспрещающий налагать запрет на торговлю пшеницей с другими странами. Это, между прочим, следствие тех ограничений, которые введены в РК с намерением обеспечить продовольственную безопасность. В результате запрета на торговлю пшеницей Казахстан на сегодня имеет в запасе около 10,5 миллиона тонн зерна, которые аграрии не могут реализовать с прошлого года. Поэтому фермеры настояли на том, чтобы правительство разработало законопроект, который сделает невозможным введение таких ограничений в будущем.
Есть и другой важный момент. Развитая товарная биржа позволит не принимать во внимание существующие таможенные и пограничные барьеры в той степени, как это важно для перевозок физических товаров. Для этого вводятся электронные торги, фьючерсные сделки. У нас те же казахстанцы смогут торговать урожаем следующего года. Если, конечно, мы сможем наладить международный уровень площадки, к чему сейчас стремимся.
- Не случится ли так, что с развитием товарной биржи в Кыргызстане нас ожидает новый виток цен на продукты? Рост цен на продовольствие в мире некоторые эксперты объясняют как раз таки большим числом фьючерсных сделок:
- В ближайшие десять лет в любом случае в мире будет наблюдаться удорожание продуктов питания. Ежегодный рост потребления продовольствия из-за резкого увеличения населения Земли за последние 50 лет составит 10-50 процентов. Причем цены на основные виды продуктов, которые включены в потребительскую корзину кыргызстанцев, будут расти на 30-40 процентов каждые двенадцать месяцев. Об этом, в частности, говорит и анализ, который мы специально проводили в нашем министерстве. Иными словами, цены растут, потому что есть повышенный спрос.
- Что же нам делать?
- Полагаю, надо воспользоваться этой ситуацией для развития сельского хозяйства. В ближайшие два-три года, убежден, Кыргызстан мог бы занять свою нишу в мире в производстве экологически чистых продуктов. Мы предлагаем перейти в сельском хозяйстве к отраслевым принципам управления. Нам необходимо создать 5-6 кластеров, которые будут обеспечивать продукцией не только Кыргызстан, но и другие страны.
- Что мешает?
- К сожалению, сельское хозяйство Кыргызстана превратилось в натуральное. Что выращиваем, то, в основном, и съедаем сами. В Казахстан и Россию отправляется только малая часть урожая. С этим мириться нельзя.
Чтобы крестьянин встал на ноги, он должен продавать свою продукцию по мировым ценам. А для этого надо торговать ею на международных площадках, где будут достойные цены. Для этого в Кыргызстане и создается товарная биржа.
А пока: Я уже год не могу как министр экономического развития и торговли «пробить» кластер по элитной пшенице. При его внедрении основным звеном в нем будет Ак-Суйский кукурузоперерабатывающий завод. Мы могли бы создать около 35 тысяч рабочих мест, освоить 100 тысяч гектаров земли. И через три года товарооборот этого кластера составлял бы $1 миллиард, $100 миллионов из которого обеспечило внутреннее потребление, а остальное - внешний рынок.
Но из-за различных субъективных и объективных обстоятельств - то правительство уходит в отставку, то министры сельского хозяйства сменяются - не получается обсудить этот вопрос на высшем уровне. Процесс затягивается. В связи с этим нельзя не согласиться с президентом, который откровенно и прямо сказал, что в обсуждении развития энергетики и сельского хозяйства пора ставить точку. В агросекторе давно необходимо переходить на новые методы управления, прогнозирования и торговли. Только так мы сможем исправить ситуацию в отрасли.