Дело?:: Что за пальба стоит возле кыргызских границ и чем она аукнется Кыргызстану?
05.06.2009 13:24, zpress.kg
События в Ханабаде и Андижане - провокация Узбекистана, США или возвращение радикальных исламистов?:
Прошедшая неделя отчасти ответила на первый вопрос. Но только отчасти. Уж очень разнятся сообщения узбекских властей и зарубежных средств массовой информации.
Итак, лишь вечером вторника, 26 мая, Генеральная прокуратура Узбекистана, слегка разомкнув кольцо многочасовой информационной блокады, оповестила мир о событиях в Ферганской долине. Накануне ночью, сообщила она, группа всего лишь из двух-трех бандитов совершила нападение на милицейский блокпост на въезде в город Ханабад. "В ходе завязавшейся перестрелки получили ранения один сотрудник милиции и один из нападавших бандитов. Вследствие полученного отпора под покровом ночи бандитам удалось скрыться", - говорилось в прокурорском пресс-релизе.
А вот СМИ, ссылаясь на свои источники в Ханабаде, утверждают: нападавших было не меньше двух десятков человек. И напали они ещё и на местные отделы милиции и Службы национальной безопасности, используя гранатометы (ранения при этом получили ещё четверо сотрудников СНБ).
И это не всё. Кровавые события в тот вторник продолжились за 80 километров от Ханабада - в областном центре Андижане. Узбекская генпрокуратура подтвердила: "В 13.45-14.00 26 мая на улице Фитрата в городе Андижане неизвестный мужчина произвел самоподрыв, в результате которого один сотрудник милиции погиб и несколько граждан получили ранения".
А вот по утверждению источников сразу нескольких информагентств и интернет-изданий, через два часа после этого прогремел, как минимум, еще один взрыв - возле Андижанского масложиркомбината. О чем прокуратура не могла не знать, но промолчала. Всего же в тот день, по данным СМИ, в областной морг были доставлены тела 16 погибших в Ханабаде и Андижане.
Не верить СМИ оснований нет. Потому даже, что узбекские власти вновь дали повод не до конца доверять им, привычно попытавшись монополизировать информационный поток. В Ханабаде, а затем и в Андижане замолчали многие сотовые телефоны. А статьи о ЧП на российских новостных сайтах были выборочно заблокированы.
Ещё больше сумятицы внесло послание, поступившее сразу в несколько редакций. Его автор от имени "Исламского джихада" объявил, что ответственность за теракты берет на себя эта организация. В письме, написанном хорошим узбекским языком с использованием кириллицы, сообщалось, что моджахеды совершили акт мести "режиму президента Ислама Каримова за убийство невинных мусульман", что они "выполнили задание и благополучно, без потерь, вернулись в свою ставку". Авторство послания, правда, вызвало сомнение у некоторых аналитиков. На своём официальном сайте реальный "Исламский джихад" не спешил приписывать "заслугу" за теракты себе. Да и узбекские спецслужбы почему-то сенсационное "признание" никак не прокомментировали.
Итак, некие дерзкие ребята ставят на "уши" сразу два узбекских города. В том числе район, набитый под завязку узбекскими войсками - Ханабад. И благополучно исчезают, словно сквозь землю провалившись, безнаказанные и анонимные - вместе со своими ранеными.
А президент Ислам Каримов, словно ничего не случилось, спокойно улетает в Бразилию, даже не подумав отменять свой визит в эту страну. Это тоже не ускользает от внимания удивленных наблюдателей.
Кто же и зачем устроил пальбу возле кыргызских границ? Причем как-то очень вовремя: К выгоде очень многих заинтересованных сторон.
Версия первая: провокация Узбекистана
Когда стали поступать первые сообщения о заварушке в Узбекистане, почему-то сразу подумалось: как пить дать, крайним Кыргызстан окажется: И точно! "По предварительным данным, группа бандитов проникла на территорию Андижанской области из соседнего Кыргызстана", - не преминула подчеркнуть в своем заявлении генпрокуратура Узбекистана. Руководство Пограничной службы КР в ответ поспешило назвать это утверждение "дезинформацией", выразив удивление, что она прозвучала из уст официальной власти.
В другое время это обвинение, может быть, не оказалось бы столь знаковым (о приходе боевиков из Кыргызстана узбекские власти говорили и прежде, и информация, бывало, подтверждалась). Но теперь:
Узбекско-кыргызские отношения последние недели обострялись прямо-таки по нарастающей. Конец апреля: саммит глав пяти центральноазиатских государств в Алма-Ате, посвященный всего лишь спасению Арала, перерастает в разборки между странами-производителями воды и потребителями. Узбекистан, лидирующий среди последних, свою линию гнет жестко. Становится ясно: все грандиозные проекты Кыргызстана по строительству ГЭС узбекскому соседу - словно кость в горле. Ситуацию усугубляет непривычная для соседа настойчивость кыргызского руководства, не желающего менять свои позиции.
В эти же дни узбекские силовики "вдруг" вспоминают, что до сих пор не оприходовали часть пограничного села Чек, предварительно поделенного между двумя странами еще 3 года назад. И не дожидаясь официальной делимитации границы, не только выставляют пограничный пост, но и устраивают угрожающе грубый шмон кыргызским гражданам.
И вот - новый виток. Уже со взрывами, пальбой и человеческими жертвами: Чем не повод не только ужесточить режим на границе с Кыргызстаном (что уже делается), но и усилить свое присутствие на всех спорных пограничных участках? Тем более, что запоздало выясняется: село Чек узбекские пограничники и милиционеры шерстили якобы не просто так, а готовились к годовщине андижанских событий 2005 года, ожидая вылазок экстремистов! И, получается, не зря: Впрочем, один из узбекских политологов, живущий в эмиграции, увидел в этой, как и в других вылазках, "почерк узбекской СНБ".
Эта версия спотыкается об одну несуразность. Вопрос даже не в том, стали бы узбекские силовики жертвовать своими людьми ради провокации (политические игры - дело темное и безнравственное). Но узбекские власти явно стремятся ПРИУМЕНЬШИТЬ масштаб ЧП - вместо того, чтобы его, наоборот, распиарить и повыразительнее подать (что следовало бы делать по логике).
Версия вторая: провокация США
В её пользу тоже говорит любопытное стечение событий.
Приближается дата вывода военной авиабазы из "Манаса". Результатов неких тайных американо-кыргызских переговоров (то ли реальных, то ли мифических) пока не видно. Аналитики давно предрекают: если не сработают финансовые рычаги, то американцы могут постараться как-нибудь взбаламутить регион, чтобы нам показать - от базы отказываться рановато.
Другое событие. Американцы, похоже, замену "Манасу" нашли - в узбекском городе Навои. Буквально на днях, 11 мая, Ислам Каримов объявил, что аэропорт "Навои" уже задействован в переброске невоенных натовских грузов в Афганистан. Аэропорт сейчас находится под управлением южнокорейской компании, которая ведет там реконструкцию. Аналитики полагают, что корейцы - лишь прикрытие для американских военных, тихо собирающихся вновь восстановить свое присутствие в Узбекистане. Это прикрытие позволяет и Каримову сохранить лицо: прежнюю базу США он, напомним, прогнал из-за андижанских событий. Узбекистан вообще сейчас напоминает колеблющиеся весы: вышел из ЕврАзЭС, одной ногой стоит на выходе из ОДКБ. Но и в сторону Запада откровенный крен пока не сделал. Терактами в Андижанской области Ислама Каримова могли подтолкнуть в объятия Штатов: мол, кто же ещё поможет?
- Следственные материалы по андижанским событиям 2005 года, по-моему, убедительно доказали: к этому мятежу приложили руку американцы, - говорит военный эксперт Леонид БОНДАРЕЦ. - Почему бы им не повторить нечто подобное, но уже с иными целями?
Эксперт сожалеет, что узбеки ничего не сообщают о том, КАКОЕ оружие постреляло в Андижанской области неделю назад? Без этого не ясно, стоит ли сейчас вспоминать американский оружейный склад, изъятый в прошлом году кыргызской милицией в частном доме в окрестностях Бишкека. Причем склад явно не единственный в Кыргызстане:
Версия третья: исламисты возвращаются
В середине мая в Таджикистане - в Раштской группе районов - таджикские силовики начали широкомасштабную военно-полицейскую операцию. Назвали её "Мак-2009", объявив целью поиск и уничтожение опийных посевов.
Вот только, утверждают таджикские эксперты, никакой опийный мак в этих районах сроду не выращивался. Зато упорно просачивается информация, что там несколько недель назад появился небезызвестный Мулло Абдулло - таджикский полевой командир из непримиримой оппозиции, в последние годы обретавшийся то ли в Афганистане, то ли в Пакистане. Вернулся Мулло Абдулло ("устав скитаться на чужбине") не один, а с сотней бойцов. И быстро практически взял под контроль большую территорию. За ним, получается, в обстановке секретности и охотятся таджикские военные.
Стрельба в начале минувшей недели, по поступающим сообщениям, шла уже неподалеку от таджикско-кыргызской границы:
Ряд экспертов утверждает: после того как пакистанская армия стала в последние дни теснить талибов, часть из них (центральноазиатского происхождения) решила вернуться на родину - отсидеться.
Кадыр МАЛИКОВ, доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, руководитель бишкекского независимого аналитического исследовательского центра "Религия, право и политика" считает, что всё гораздо тревожнее.
- Ещё в начале этого года мы, исследователи, прогнозировали: в 2009-2010 годах "Аль-Каида" (чьей союзницей является радикальная часть "Талибана", а ИДТ - Исламское движение Туркестана, бывшее ИДУ - с ней уже срослось), возможно, предпримет здесь, в Центральной Азии, какие-то акции, - говорит он. - Боюсь, что прогноз оправдывается. "Джихадисты" явно открывают здесь второй фронт "глобального сопротивления" (первый фронт - Афганистан и ядерный (!) Пакистан). Дуга нестабильности расширяется: Система безопасности, худо-бедно выстроенная после начала антитеррористической операции в 2001 году, показала свою несостоятельность. Наш регион вновь перестает быть очагом стабильности.
- Чего хотят радикальные исламисты? - спрашиваю.
- Ещё в середине 90-х годов я встречался в Пакистане и с одним из лидеров талибов, и с Жумой Намангони. Они не скрывали своих планов. Понимаете, все верующие ждут пришествия Махди - обещанного предводителя. Он должен их повести (вместе с Христом, кстати) под черным знаменем на решающую войну с (условно говоря) Антихристом. Радикалы же пытаются воплотить этот сценарий на практике уже сейчас, ставя во главу угла политику. Антихристом они сейчас объявляют Израиль, США и их союзников, ряд других правящих режимов, да и вообще сегодняшнюю систему миропорядка. Армагеддон - главная битва - должна разыграться на Ближнем Востоке. А путь войска Махди туда лежит через Хорасан, куда входит и Центральная Азия. Таков маршрут, полностью совпадающий с нынешней дугой нестабильности.
- В прошлом году вы в интервью нашей газете предположили: США ради сохранения базы пойдут на любые провокации - в том числе, и на создание экстремистских групп. Последние события в Узбекистане - не их ли рук дело?
- Полностью исключать и этого не могу. Простой пример. Часть членов ИДТ узбекского происхождения в свое время получили убежище в Иране. Недавно их оттуда попросили. По выводам некоторых коллег-экспертов из сопредельных стран, потому что какие-то группы ИДТ были уличены в контактах с: ЦРУ.
Что же дальше? Мнения:
Кадыр Маликов:
- Опасность дестабилизации обстановки в регионе - ещё и в том, что кыргызские правоохранительные органы по примеру узбекских коллег под маркой борьбы с экстремизмом (и на деньги международных организаций) начнут укреплять репрессивный аппарат. Но чем жестче авторитарный режим, тем сильнее ему противодействие. Пример: после судебного процесса по ноокатским событиям силовики пребывают в эйфории. "Хизб-ут Тахрир" действительно вроде бы напуган, он ушел в подполье. Но это - ещё хуже! Эта партия сейчас в корне перестраивает свою работу. И не удивлюсь, если вскоре она войдет в смычку с зарубежными агрессивными группировками наподобие "Исламского джихада". Нынешняя политическая стабильность в нашей стране может в одночасье лопнуть как мыльный пузырь. Ведь государство сильно не мощью репрессивного аппарата, а широкой поддержкой власти среди населения. У светской власти авторитета сейчас куда меньше, чем у неофициальных религиозных лидеров. Чтобы не допустить раскола и противостоять внешним угрозам, власти рано или поздно придется впустить в социально-политическую сферу умеренный ислам. Ибо без него бороться с религиозным радикализмом невозможно. Но у нашего Совбеза лишь один рецепт - репрессии.
Леонид Бондарец:
- Несколько дней назад руководство "Талибана" предупредило Таджикистан (согласившийся предоставить антитеррористической коалиции свою территорию для доставки грузов в Афганистан) о "серьезных последствиях", если эта страна не прекратит сотрудничество с США. Что было совершенно предсказуемо. К этому все шло! А дальше может последовать предупреждение и Узбекистану, и Кыргызстану: Допускаю, что может последовать ещё серия терактов - в том числе, и на кыргызской территории:
Что нужно делать - и что собираются делать наши силовики и союзники? Об этом - в следующий раз.
Источник: газета «Дело?:»,
Вадим Ночевкин, 3 июня 2009 года