CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Н.Кузьмин: Синдром Курбского. Эмигранты из Казахстана спасаются от обвинений в различных преступлениях, но по прибытии в Европу...

5 июня 2009

Н.Кузьмин: Синдром Курбского. Эмигранты из Казахстана спасаются от обвинений в различных преступлениях, но по прибытии в Европу...

12:04 05.06.2009, ЦентрАзия

Николай Кузьмин: Синдром Курбского

Еще пару веков назад люди бежали от уголовного преследования из Европы в Россию и Америку. Сегодня Европа сама стала прибежищем для всех, кого осудили на родине - за каннибализм, как Бокассу, изнасилование несовершеннолетней, как Романа Полански или за финансовые махинации, как Березовского. Эмигранты из Казахстана спасаются от обвинений в различных преступлениях, но по прибытии в Европу практически все они оказываются "политическими". Так уж повелось со времен еще князя Андрея Михайловича Курбского, который, сбежав в Литву и поступив на службу к королю Сигизмунду, решил обосновать свое поведение в письмах, адресованных царю Ивану Грозному.

Алгоритм, по которому действуют попавшие за границу граждане Казахстана, зависит в первую очередь от объема финансовых средств, которыми они располагают. Если денег мало, они ищут спонсоров и действуют в соответствии со спонсорской программой. Если денег достаточно, то любой уважающий себя эмигрант считает своим долгом сделать три вещи: объявить себя борцом за демократию, призвать к объединению всю казахстанскую оппозицию и написать книгу.

Обычно политэмигранты создают некий фонд или аналитическую группу под названием типа "Центр нетрадиционной демократии" и организуют производство текстов. В рутинном режиме даются комментарии к политическим событиям в Казахстане для "Радио Свобода" и газеты "Тасжарган". Они стандартны и заключаются в том, чтобы во всем видеть предзнаменование скорого краха существующего режима. Крупноформатные тексты носят мемуарный характер и преподносятся как разоблачительные. Поскольку до сих пор никому не удалось вспомнить что-то такое, что привлекло бы внимание к воспоминаниям и личности автора, в ход идут экзотические детали. Например, Ержан Досмухамедов, лидер незарегистрированной партии "Атамекен", рассказал о том, как Тимур Кулибаев требовал от него принести клятву верности на Коране.

Рахат Алиев, обосновавшись в Вене, объявил поход за демократию и призвал к сплочению все демократические силы вскоре после того, как был обвинен в похищении и убийстве своих бывших партнеров по бизнесу. Про то, что и книга им непременно будет написана, он объявил тогда же. Но долгое время ничего, кроме расшифровок прослушек телефонных разговоров, из-под его пера не выходило, что вызывало некоторые сомнения в его демократичности и оппозиционности.

Наконец вышла и книга, основанная на воспоминаниях о той счастливой поре, когда он служил зятем президента. Статус оппозиционера-демократа подтвержден. Можно рассчитывать на должность внештатного консультанта по правам человека в БДИПЧ ОБСЕ или даже содокладчика ООН по вопросам пыток.

Но расслабиться не дают конкуренты. В Лондон приехал Мухтар Аблязов, для которого это уже вторая политическая эмиграция. По мотивам первого похода за демократию в Казахстане Мухтар Аблязов написал книгу "Путь к себе", в которой немало места отведено и его борьбе с Рахатом Алиевым в то время, когда сам Аблязов был министром, а Алиев еще не был демократом. Теперь он создает свой центр для борьбы с режимом.

Особняком стоит книга Акежана Кажегельдина, написанная еще до эмиграции и изданная в Казахстане. Она содержит взгляды, отличные от президентских, а также критику президентского курса, но обличений и разоблачений в ней нет. Акежан Кажегельдин вообще не любит воспоминаний, возможно, потому, что кампания по его дискредитации была построена именно на воспоминаниях о его деятельности на посту премьер-министра.

Сегодня экс-премьер и отец казахстанской приватизации книг не пишет, но зато время от времени обращается к казахстанской оппозиции с призывом объединиться, сплотиться и совместно бороться. При этом он может оказать своим соратникам по борьбе за демократию серьезную поддержку. Как сказал Серик Медетбеков, глава европейского отдела заграничного бюро казахстанской оппозиции, в конце 2007 года в интервью газете "Тасжарган", "мы регулярно встречаемся с Акежаном Магжановичем в столицах Европы и США. Он не входит в Загранбюро казахстанской оппозиции, но поддерживает наши проекты. Нередко он сам выдвигает план действий и приглашает представителей Загранбюро с собой. Это - самое интересное!" И тут же раскрывает перед нами и содержание собственных проектов, и особенности кажегельдинских планов. Они, мягко говоря, очень специфичны: "Мы побывали в таких высоких кабинетах, повстречались с такими крупными политиками, до которых сами бы никогда не смогли достучаться. Акежан Кажегельдин обладает уникальными личными контактами в международном истеблишменте".

Одним из самых популярных адресатов открытых писем оппозиции, в том числе и зарубежной, является глава государства. Но если обличительный пафос со времен Андрея Курбского нисколько не угас, то содержание обличений заметно изменилось. Они все чаще походят на доносы. Свою лепту в создание антологии обращений к президенту Казахстана внес и Ержан Досмухамедов. "Вы везде, от Вашингтона до Лондона и Франкфурта заявляете, что строите демократическое общество и рыночную экономику. Но их не может быть без политической организации среднего класса. У нас есть очень много экзотических партий, которые вы наплодили вместе со своим аппаратом, типа партии "Руханият", никому не нужной; Партии патриотов; вы клонировали Коммунистическую партию дабы ослабить позицию Серикболсына Абдильдина; вы финансируете псевдооппозиционные партии типа партии Болата Абилова и Жармахана Туякбая. Но за эти 15-17 лет вы не дали возможность возникнуть партии, которая является носителем идеи свободной, рыночной экономики и истинной демократии", - сказал лидер партии "Атамкен" в интервью "Радио Свобода" в конце прошлого года.

Отличительной чертой лозунгов, идей и ценностей, выдвигаемых и пропагандируемых казахстанскими партиями и отдельными политиками, является их высокая ликвидность. Они быстро покупаются и продаются, поскольку не привязаны к каким-то определенным традициям, принципам и убеждениям. Поэтому предложения, сформулированные одной партией, без труда, то есть без внутреннего отторжения, без ощущения чужеродности приобретаются, усваиваются, а затем распространяются как свои собственные другой партией, считающейся политическим антагонистом первой.

Хотя время от времени оппозиция со смешанным чувством возмущения и гордости объявляет о том, что ее предложения были скопированы и использованы властью, правительство можно упрекнуть лишь в том, что оно сделало это бесплатно. Ведь все эти предложения, и лозунги ориентированы на потребительский спрос.

Отсутствие оригинальных концептов или просто привлекательных лозунгов оппозиция пытается компенсировать призывом к объединению в рамках единого движения или блока. Призывы эти исходят от разных лиц и приводят к следующим результатам. Во-первых, тот, кто выдвинул лозунг объединения, автоматически получает статус "одного из лидеров". Поскольку призыв к объединению звучал много раз, по числу лидеров на душу населения наша страна уверенно держит лидерство. Удивительно, но ни технологическое разнообразие объединительных проектов (союзы, движения, блоки, фронты), ни солидная теоретическая база, подведенная под них, не привели к сколько-нибудь заметным результатам. До сих пор никто ни с кем не объединился.

Князь Андрей Михайлович Курбский получил литературную известность благодаря тому, что царь Иван Грозный отвечал на его письма. Ни Алиеву, ни Аблязову никто не ответил, и вряд ли ответят. Если же перейти к историческим аналогиям сегодняшних дней, то главное отличие наших героев от иранского эмигранта Хомейни не в том, что последний с триумфом вернулся на родину и стал лидером своей страны, а в том, что он, обличая шахский режим Ирана и самого Реза Пехлеви, не мечтал о том, чтобы войти в состав его правительства. А наши оппозиционеры, где бы они ни находились, дома или за границей, в своей борьбе с режимом придерживаются стратегии не свержения, а конвергенции, бесконфликтного вхождения в этот самый режим.

4.06.2009

Источник - kazworld.info

centrasia.ru

Предыдущая статьяТабалды Орозалиев: «Власть совершенно не боится оппозиции» - Фергана.Ру
Следующая статьяИ.Бунин: ШОС - пространство экономического взаимодействия и противодействия глобальному кризису