CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

А.Невин: Позиция по "Манасу" вызывает опасение уже не только в США... Принципиальность Киргизии может дорого обойтись азиатскому региону

5 июня 2009

А.Невин: Позиция по "Манасу" вызывает опасение уже не только в США... Принципиальность Киргизии может дорого обойтись азиатскому региону

16:11 05.06.2009, ЦентрАзия

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ КИРГИЗИИ МОЖЕТ ДОРОГО ОБОЙТИСЬ АЗИАТСКОМУ РЕГИОНУ.

Позиция Киргизии по военной базе "Манас" вызывает опасение уже не только в США и странах- участниках антитеррористической коалиции, но и во всем мире.

3 февраля 2009 года послужило новой точкой отсчета в афганском вопросе. Московское заявление президента Бакиева о подписании правительством Киргизии закона о денонсации соглашения с 11 странами антитеррористической коалиции, главной из которых является США, заставило мировое сообщество переоценить силы основных игроков.

При этом, Москва принципиально дистанцировалась от "внутреннего" решения Киргизии. Западные же СМИ, напротив, проводили очень четкие параллели между выделяемой Москвой помощью в размере 150 млн. долларов гранта, 300 млн. долларов кредита и инвестиционным проектом по строительству крупнейшей ГЭС - Камбарата-1, оцененным в 1,7 млрд. долларов.

После заявления Бакиева, через разные каналы американское военное командование неоднократно заявляло, что потеря базы в Киргизии, не нанесет существенного урона транспортной логистике сил коалиции. Так, г-н Баучер заявлял, что внимание к базе Ганси не может быть чрезмерным из-за отсутствия у нее уникальности, так как "подобного рода операции для Афганистана, которые раньше мы проводили через "Манас", мы можем проводить и осуществлять и в другом месте". Тем не менее, все стороны признают, что более короткого и удобного воздушного пути в Афганистан не существует. И сейчас, после двухмесячного обострения в регионе афгано-пакистанского соприкосновения, база приобрела существенный вес, а позиция Бишкека стала критично важной для безопасности.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОРОТА

В качестве альтернатив воздушного пути, страны НАТО начали активную работу по созданию более дешевого и надежного наземного транспортного коридора. Уже в апреле этого года были заключены последние соглашения, обеспечивающие так называемый "северный маршрут", в который вошли Россия - Казахстан - Узбекистан, и далее, - в Афганистан.

Таджикистан, страна с самым коротким логистическим плечом, не смогла попасть в северный маршрут, несмотря на апрельское заявление президента Эмомали Рахмона о готовности предоставить свою территорию для транзита невоенных грузов. По всей видимости, это связано с неспособностью властей этого государства обеспечить безопасное прохождение транзита.

В последнее время, политологи отмечают активизацию контактов Москвы и отдельных стран НАТО по увеличению пропускной способности транзитного коридора под невоенные грузы. А также указывают на начавшиеся переговоры о развертывании второго транзитного коридора. Уже для военной техники.

Более сложный вопрос, для американского командования в результате потери базы "Манас", был связан с потерей мобильности и резким снижением скорости доставки грузов в Афганистан. Но выход был найден. Аэропорт киргизской столицы, готовящийся, по словам Секретаря Совета Безопасности Киргизии А.Мадумарова, к выполнению "гражданских функций", усилиями Объединенного командования стратегических перебросок ВС США (USNTRANSCOM) был заменен на узбекский Навои.

Краткосрочный центральноазиатский триумф Москвы неожиданно закончился 11 мая 2009 года, после того как президент Узбекистана Ислам Каримов на совместной пресс-конференции с президентом Южной Кореи Ли Мен-Баком (Lee Myung-Bak) объявил, что грузовой аэропорт Навои уже используется как перевалочный пункт для авиатранспортировки невоенных грузов НАТО для сил коалиции в Афганистане. Для достижения этих целей Узбекистан уже подписал соглашение по реконструкции аэропорта с правительством Южной Кореи.

Однако, по мнению директора отдела Центральной Азии Института СНГ в Москве Андрея Грозина, для "доведения" Навои до уровня киргизского "Манаса" потребуется как минимум 2,5 года при минимальных капитальных вложениях в размере 200 млн. долларов. Стоит отметить, что именно такую сумму президент Ли обещал выделить корейским компаниям, работающим над модернизацией аэропорта Навои.

ИННИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА

Несмотря на позицию по выводу базы, руководство Киргизии заявляет о своей обеспокоенности ситуацией в Афганистане, и даже выдвинуло так называемую "Бишкекскую инициативу", суть которой сводиться к созданию международных переговорных площадок не только по Афганистану, Пакистану, но и по ситуации в регионе, в целом.

Инициатива официального Бишкека, поддержанная международной общественностью, получила неожиданное продолжение, с которым, судя по всему, придется считаться не только соседям и сверхдержавам, но и самим киргизам.

2 мая этого года, по инициативе афганской стороны, в Астане прошла встреча посла Киргизии в Казахстане Жаныша Рустенбекова с чрезвычайным и полномочным послом Исламской Республики Афганистан в Казахстане. Помимо протокольного обмена мнениями по состоянию и перспективам двухсторонних отношений между странами, были затронуты вопросы сотрудничества по борьбе с терроризмом. Кроме того, неофициальные источники утверждают, что афганской стороной был передан пакет с письмом Карзая президенту Бакиеву. Те же источники предполагают, что в письме высказывается просьба разрешить использовать аэропорт "Манас" силам антитеррористической коалиции, действующим в Афганистане. Помимо этого, афганская сторона инициирует двустороннюю встречу Карзая и Бакиева в Екатеринбурге во время саммита ШОС.

СОВМЕСТНЫЙ ВЫХОД

Последние события в Афганистане и Пакистане показывают, что экспертные круги региона четко понимают, что вопрос региональной безопасности сейчас стоит очень остро и фактически все страны находятся в радиусе досягаемости последствий афганской проблемы. Так, в своем интервью агентству BPC, в мае этого года Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра "Карнеги", заявил, что в случае ухудшения обстановки в Афганистане, Пакистане или Иране, рано или поздно, через Таджикистан или Узбекистан, это отразится на Центральной Азии, а дальше все дойдет до России". Очевидно, что к этой точке зрения стали прислушиваться и представители официальной Москвы. В конце этого же месяца на международной конференции по Афганистану в Гааге министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: "вызовы, генерируемые нестабильностью на афганской и сопредельных территориях, угрожают безопасности обширных регионов - Центральной и Южной Азии, Среднего востока. Затрагивают они и Россию".

Соединенные Штаты со своей стороны также сделали несколько миролюбивых заявлений по ситуации. Помощник госсекретарая г-н Ричард Бауэр на пресс-конференции в Душанбе подчеркнуто неконфронтационно отметил, что "Мы работаем в данном регионе, исходя из интересов каждой страны, и нам нужно взаимодействовать и с Россией, и с Китаем, и с Индией. А когда мы говорим о транзите грузов и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, то имеем в виду сотрудничество с Россией".

Похоже, что в отношениях двух конкурирующих за влияние в регионе держав, наступил момент истины. И они стали совместно выходить из почти патовой ситуации, в которую сами же и загнали себя. Остается надеяться, что твердость киргизского лидера в реализации своих заявлений не сломает хрупкую надежду на стабилизацию в регионе.

Александр Невин, независимый журналист 04.06.2009

Источник - ЦентрАзия

centrasia.ru

Предыдущая статьяКонстантин Сыроежкин: Вполне очевидно, что ШОС начинает терять свою привлекательность в глазах стран-наблюдателей, и выход из данного тупика искать необходимо
Следующая статьяТабалды Орозалиев: «Власть совершенно не боится оппозиции» - Фергана.Ру