и дружба Закончилось ли испытание на прочность?
Гульшен АШИРОВА, Ашгабат
В ТОМ, что Россия и Туркмения заинтересованы в "крепком рукопожатии" - нет сомнений. И официальная встреча двух президентов в Кремле, запланированная на конец января, назрела давно. Обе страны граничат с Каспием, где море нефти и осетровой рыбы, но его активное освоение сдерживается из-за неопределенности правового статуса водоема. Обе страны лидируют на газовом рынке в СНГ и имеют мировые по значимости запасы.
Кремль в ожидании Туркменбаши
Конкурировать или пойти на союз? И наконец, вопрос региональной безопасности. Антитеррористическая акция в Афганистане развязала дяде Сэму руки, и его присутствие все ощутимее под белым солнцем пустыни. Благо это или... Все это предстоит не только обсудить, но и, по возможности, найти разумный компромисс. Задача не из легких. После распада советской империи создался некий идеологический вакуум среди новоиспеченных независимых государств. Заговорив о родстве и общности религии, туркменский глава Сапармурад Ниязов все больше сближался с Турцией, Ираном и Пакистаном, находя в этих странах поддержку и понимание своим позициям. Не обошел своим вниманием он и великий Китай. Турки не первый год усердно отстраивают Ашгабат, иранцы заваливают местные рынки цитрусовыми, а Китай снабжает ширпотребом. По всем этим адресам имеются и транснациональные газовые проекты. Но экономический кризис в Турции, конкуренция со стороны соседей, война в транзитном Афганистане... ставили на этих проектах крест. Пока реализован только один маршрут... в иранском направлении, но незначительные объемы не позволяют говорить о его стратегической важности с точки зрения валютных поступлений. Россия все это время медленно, но верно теряла свое влияние на своих некогда преданных вассалов. Туркмения, если вспомнить историю, ушла из их числа последней. Официальный Ашгабат первым пошел на принятие понятия двойного гражданства, эксклюзивно зазывал российских нефте- и газовых магнатов осваивать просторы Каракумов и совместно наполнять газом "общеевропейский дом". В Москве же все это воспринималось как должное, что и привело к тупиковому варианту. Может сложиться мнение, что партнерские взаимоотношения наметились к сближению после неоднократных "крепких объятий" Ашгабата с Киевом. Украинцы и газ качают отсюда, и половину затрат умудряются погашать строительством в Туркмении мостов, газокомпрессорных станций. Что мешало договориться в свое время Москве на тех же условиях - большой вопрос. До обнаружения разумного компромисса прошло время, а оно, как известно, - деньги. Теперь и цены за туркменский газ подскочили, да и на природные кладовые нашлись свои покупатели. И вообще, туркменская экономика прошла значительную диверсификацию... по-крайней мере, туркмены научились себя кормить и одевать.
Кто за ценой не постоит
Туркменистан, конечно, до сих пор относится к России как геостратегическому партнеру. Однако слова Сапармурада Ниязова в беседе с главой российского МИДа Игорем Ивановым: "У нас нет спорных, каких-то интригующих вопросов. Есть добрая воля наладить контакты с учетом ситуации..." - можно было воспринять как осторожный оптимизм. Как рассчитывают во дворце Туркменбаши, сотрудничество между обеими странами отныне должно перейти на новый уровень развития. Туркмения готова к обсуждению широкого спектра вопросов, надеясь, что с урегулированием всех нюансов на высшем уровне расширятся горизонты сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах. Из официальных источников известно, что в программе планируемого визита Сапармурад Ниязов и Владимир Путин должны официально закрепить договор о долгосрочном сотрудничестве в топливно-энергетической отрасли. Cогласно этому документу Россия будет покупать туркменский газ в течение десяти лет с дальнейшим его реэкспортом в третьи страны. Почти полгода вели переговоры торговая госкорпорация "Туркмнефтегаз" и российское акционерное общество "Газпром" об условиях поставок, объемах туркменского газа. И обе позиции оказались, уже по традиции, спорными. Москва считает цену газа завышенной, а Ашгабат не доволен начальными объемами закупок, - "Газпром" хочет увеличивать импорт у соседа постепенно, начиная с 2,0 миллиардов кубометров. Первоначально в проекте была заложена цифра в 30,0 миллиардов закупкок ежегодно. По существующим контрактам в этом году по газопроводу "Средняя Азия - Центр" будет прокачиваться 57 млрд. кубометров туркменского газа, из которых международная энергетическая корпорация Итера с расчетом на российский рынок закупает 10,0 миллиардов кубометров по цене до $43 за 1 000 кубометров, 40 млрд. приобретает Украина по $42 за 1 000 кубов. Потенциально, как заявил Ниязов, по существующей коммуникации можно транспортировать до 75,0 миллиардов кубометров, и оставшиеся объемы может заполучить "Газпром" и Казахстан.
Кто оседлает туркменского коня
Перспектива международного и регионального туркмено-российского взаимодействия обозначена прежде всего с растущим стратегическим значением Прикаспийского региона и определением в этой связи позиций в делимитации Каспия с предварительной юрисдикцией уникального бассейна. В текущем году неднократно переносимый саммит глав прикаспийских государств, по утверждению Ниязова, непременно состоится в Ашгабате. Но, несмотря на некоторый оптимизм местных аналитиков,говорить о существенном сближении позиций по этому вопросу рано. Однако Ниязов уверен в необходимости встречи на высшем уровне, чтобы дать политический толчок решению проблемы раздела Каспийского моря. Из этого ясно, что предстоящий саммит лишь обозначит позиции сторон, и "гнать волну" с решением важного вопроса - определение международно-правового статуса Каспия - не следует. У Ниязова пока свой взгляд на проблему, он предлагает определить каждому государству часть прибрежной территории при общей середине моря. Значительный потенциал углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря предоставляет широкое поле деятельности для иностранных компаний, располагающих современными технологиями. Туркмения в этом заинтересована, как никогда. Нефть и сбывать легче, и зависимось от труб становится не столь давлеющей. Примечательный факт. Почти накануне российского вояжа, президентский дворец в Ашгабате навестили председатель Совета директоров известной американской компании Silk Road Energy Уильям Кларк и президент компании Фридрих Бергауэр. Они заявили, что хотели бы участвовать в проектах разработки нефтегазовых перспективных площадей на условиях соглашения о разделе продукции. Нефтемагнатов сопровождала Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Ашгабате Лора Кеннеди, возможно ради протокольного интереса...