НАША ВЛАСТЬ И ИНТЕРНЕТ: В ПОИСКАХ ВРАГОВ НАЦИИ
29.07.2007, Восточный экспресс
Казахстан и Грузия оказались среди стран, где существует чрезмерные запреты на то, как пользоваться Интернетом, говорится в новом докладе ОБСЕ, предупреждающем, что подобные запреты производят пугающий эффект на свободу выражения.
Доклад «Контроль в Интернете», выпущенный в четверг ОБСЕ, называет онлайн-полицию «горьким напоминанием о легкости, с какой некоторые режимы пытаются подавить голоса, которые не устраивают власть или же она их просто боится».
Миклош Харасти, глава офиса Свобода прессы при ОБСЕ, сказал, что примерно две дюжины стран практикуют цензуру, а другие ввели чрезмерно запретительные законы и правительственный контроль.
Среди этих стран - Малайзия, где один из правительственных чиновников сказал, что будут введены законы для блоггеров, и чиновники не против посадить в тюрьму тех, кто оскорбляет ислам.
Харасти упомянул еще одно исследование OpenNet Initiative, трансатлантической группы, которая проверяет фильтрование и надзор в Интернете и указывает на спорные онлайн-запреты в Беларуси, Китае, Гонконге, Судане, Тунисе и Узбекистане, а также в других странах.
Доклад ОБСЕ сообщает, что старания Казахстана обуздать интернет-журналистику во имя национальной безопасности напоминают советскую «шпиономанию», а грузинские законы содержат многочисленные меры для сдерживания свободы высказываний в Интернете.
Веб-сайты, блоги и личные страницы стали объектом уголовного и гражданского преследования в Казахстане, а местный министр информации Ертысбаев пообещал очистить казахстанские сайты от «грязи» и «лжи».
«Те, кто думает, что невозможно контролировать Интернет, могут продолжать жить в мире иллюзий», - сказал он в недавнем интервью.
Самое публичное проявление давления правительства - это введенный в 2005 году в этой стране контроль над доменом .kz. Но запрет доменного имени borat.kz не помешал Саше Барону Коэну переместить свой сатирический сайт, который в Казахстане сочли оскорбительным.
Доклад ОБСЕ предупреждает, что обращение Казахстана с Интернетом создало враждебную атмосферу, где «любой несогласный человек, организация или целая страна могут быть названы «врагом нации».